Сегодня законодательство о госзакупках построено на принципе превалирования значения цены госконтракта, что не решает проблему завышения цен: достаточно посмотреть на количество возбужденных уголовных дел по приобретению дорогостоящего оборудования.
Притчей во языцех стали случаи приобретения импортного высокотехнологичного медоборудования для государственных нужд регионами, обнажившего масштабы возможных злоупотреблений даже при видимом соблюдении формальных требований закона о госзакупках. Данный пример во многом показателен. Значительные бюджетные средства, направленные на обеспечение потребности в высокотехнологичной технике (те, которые не были похищены), не направляются даже в самой малой части в организации соответствующих производств в России. А регионы, напуганные повышенным вниманием правоохранительных органов, не торопятся с проведением торгов на закупку, чем тормозится выполнение региональных программ модернизации здравоохранения.
Сейчас, когда руководство страны дало официальные поручения на скорейшую доработку и внесение в Государственную Думу проекта эффективной федеральной контрактной системы, необходимо поставить систему государственных закупок на службу интересам технологического развития российской промышленности.
Обновленная нормативная база, особенно применительно к закупкам технически сложных товаров в больших объемах, должна отвечать интересам как государственного заказчика, так и российских, и западных инвесторов, готовых реинвестировать прибыль от поставок в создание новых производств и технического перевооружения имеющихся. Государство, несмотря на распыление потребностей в той или иной продукции по федеральным и региональным органам и учреждениям, должно получить возможность требовать от поставщика выполнения конкретных обязательств, под которые ему дается возможность занять определенную часть российского рынка.
Важным шагом могло бы стать включение в Закон о федеральной контрактной системе положений, позволяющих правительству РФ устанавливать дополнительные требования к совокупности контрактов для нужд различных госзаказчиков на поставку технически сложной продукции, не производящейся в России, со значительной степенью локализации. Такие требования могли бы распространяться на долгосрочные договоры с госзаказчиками и предусматривать предельные объемы, по которым заказ должен размещаться в таком особом порядке.
В нынешней редакции закона о госзакупках N 94-ФЗ (ст. 55.3) уже закреплено право правительства РФ определять в отношении конкретного госзаказа необходимость включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, чтобы создать для России дополнительные технологические и экономические преимущества.
По сути, это первая в российском законодательстве норма об офсетных обязательствах при поставках для государственных нужд, то есть встречных обязательствах, которые могут выражаться в передаче технологий, инвестировании, создании центра компетенции и др. Пока прецедентов применения этой нормы нет. Во многом это связано с тем, что реализация этого права натыкается на закрытый перечень способов размещения заказа (конкурсные процедуры, размещение у единственного исполнителя) и жесткие условия их выбора. Кроме того, Бюджетный кодекс РФ по-прежнему не позволяет заключать долгосрочные контракты на поставку товаров (если это не поставка в рамках гособоронзаказа и не товар с длительным циклом производства), оставляя лишь право на долгосрочное выполнение работ и оказание услуг.
Становится очевидным, что первый шаг, по сути, не сделан. Право правительства РФ определить условия только к одному конкретному контракту не решает задачи получения дополнительных обязательств поставщика в случае, если потребность государства на продукцию разделена по трем уровням (федеральному, региональному, местному) и закрывается ежегодно заключаемыми контрактами с большим количеством госзаказчиков.
Децентрализация закупок позволяет более полно приблизить рынок к нуждам конкретного региона. Но децентрализация не должна создавать препятствия для инициирования крупных федеральных проектов по локализации производства высокотехнологичного товара за счет предоставления таким совместным предприятиям части российского рынка.
Заключение долгосрочных контрактов, предполагающих значительные объемы поставок с крупными партнерами, представляющими интересы ведущих производителей, под жесткие условия локализации производства, предоставления технологий, включения мощностей по производству компонентов в глобальные системы поставок, позволило бы перевооружить целые отрасли российской промышленности и развить экспортный потенциал страны.
Закон о ФКС должен, как представляется, расставить точки над i в вопросе о роли госзаказчика, выходящего за рамки "принял товар - заплатил - отошел". В этом случае бизнес получил бы конкретный госзаказ. Заказ на модернизацию.
Андрей Порфирьев, старший юрист АБ ЕПАМ, cопредседатель Центра общественных процедур "Бизнес против коррупции" при "Деловой России"