Ненадежное убежище
Хуан Кобо, Валенсия, Испания
Испания выдает России беглых преступников
В последнее время участились случаи, когда испанское правосудие идет навстречу ходатайствам российской стороны о выдаче лиц, которых Генпрокуратура РФ подозревает в совершении преступлений против интересов России.
Так, в середине августа из Мадрида в Москву под конвоем был препровожден Александр Захаров, арестованный в Испании и выданный властям России. Он обвиняется в причастности к убийству 18 октября 2002 года на Новом Арбате в Москве губернатора Магаданской области Валентина Цветкова, находившегося в столице по делам. Российские следователи считают, что с Цветковым расправилась мафия, недовольная тем, что губернатор не желал пойти ей навстречу в деле распределения квот на промысел морепродуктов. По другой версии, он стал жертвой преступников, так как пытался добиться возвращения присвоенных ими средств по «золотому кредиту», выданному центральными властями для развития золотодобывающей отрасти в Магадане. Захаров скрывался в Испании, где проживал по поддельным документам в самом роскошном курортном городе Испании - Марбелье. Он был арестован испанской полицией по запросу российских властей в июле 2006 года вместе с подельником Мартином Бабакехяном, вопрос об экстрадиции которого в Россию сейчас решается в Мадриде.
Не прошло и десяти дней, как последовала новая экстрадиция из Испании в Россию. На этот раз испанские власти приняли решение о выдаче Москве гражданина Мавритании Аббаса Бугурбаля. Этот предприниматель обвиняется в том, что в 2004 году незаконным образом присвоил три рыболовецких траулера, которые являются собственностью ОАО «Архангельский траловый флот» и на 100 процентов принадлежат российскому государству. Как подтвердило разбирательство этого дела в Национальной судебной коллегии Испании, Бугурбалю путем незаконных махинаций удалось наложить лапу на три российских судна - «Капитан Кононов», «Тралмейстер Могутов» и «Юозас Алексонис». В 2004 году они занимались рыбным промыслом в Мавритании и были арестованы в июне того же года по требованию мавританской фирмы «Компания развития рыболовства», утверждавшей, будто «Архангельский траловый флот» задолжал ей 13 миллионов долларов США. В подтверждение этого мавританская фирма предъявила документы, которые, как выяснилось в ходе последующего расследования, были сфальсифицированы. Тем не менее, все три траулера оказались в распоряжении Аббаса Бугурбаля.
Мавританский предприниматель был арестован в Испании еще в 2006 году, но затем освобожден под залог. После рассмотрения его дела испанское правительство решило выдать Бугурбаля России исходя из того, что его мошеннические действия нанесли наибольший ущерб российскому государству. Согласно международным законам, после суда над мавританским предпринимателем в России и, если он будет признан виновным, отбытия там наказания он должен быть экстрадирован в Мавританию, где к нему тоже имеются претензии. Был учтен и тот факт, что, как сообщил российский адвокат Дмитрий Афанасьев, представляющий интересы российского государства в этом деле, за махинациями Бугурбаля «стоят высокопоставленные российские покровители». Таким образом, российское правосудие получит возможность расследовать этот немаловажный след.
Прецедент Гусинского
Первый громкий случай экстрадиции из Испании в Россию, как об этом писала газета «Россiя», произошел в конце 2000 года, когда на своей вилле в Сотогранде по ордеру Генпрокуратуры РФ был арестован известный медиамагнат Владимир Гусинский. Поначалу казалось, что он будет выдан России. В Испании тогда плохо относились к российским олигархам, нажившим грандиозные состояния сомнительным путем, а Гусинский считался одним из них. Однако пока он находился в тюрьме, а затем под строгим домашним арестом, влиятельные круги в США и Израиле, а также крупные еврейские международные организации начали шумную кампанию в его защиту. Они квалифицировали его как жертву гонений со стороны Москвы по политическим мотивам, называя его «борцом за свободу слова». Дело дошло даже до прошений в адрес главы испанского государства короля Хуана Карлоса. В 2001 году Национальная судебная коллегия Испании отказала России в выдаче олигарха. Правда, один из трех судей коллегии, принявших это решение, как и ведший это дело прокурор, выступили против. Гусинский был освобожден. Однако Генпрокуратура РФ направила в Мадрид еще одно ходатайство с перечислением других правонарушений, совершенных медиамагнатом. Жандармерия прибыла в Сотогранде, чтобы задержать его, однако олигарх, явно кем-то предупрежденный, уже улетел в Израиль на своем самолете, стоявшем неподалеку в аэропорту Гибралтара. Лишь недавно Гусинский получил возможность опять находиться в Испании - после того, как ему предоставили испанское гражданство, поскольку его мама из испанских сефардов, потомков некогда изгнанных из Испании евреев.
Судя по всему, эта шумная история укрепила россиян, скрывшихся в Испании из-за проблем с российским правосудием, в мысли, что их испанское убежище является не только комфортабельным, но и надежным. Этому способствовало и то, что в Испании с давних пор были довольно либеральные нравы в отношении оседающих здесь иностранцев с темными капиталами, а то и просто мафиози с мировой известностью. Не случайно именно в этой стране долгое время безнаказанно укрывались главари многочисленных итальянских мафий. Выдача таких элементов была делом редким. Практически не велась борьба с отмыванием капиталов - негласно подразумевалось, что деньги не пахнут.
Крепнущее взаимодействие
Однако беглецам от российского правосудия, пытавшимся укрыться в Испании, вскоре пришлось убедиться, что ситуация быстро меняется, причем не в их пользу. Рост международного терроризма и организованной преступности во всем мире потребовал введения более жестких законов против всех их проявлений, большего контроля над сомнительными личностями, отслеживания потоков «черных» денег, в Испании особенно мощных, ибо здесь они без особых трудностей вкладывались в недвижимость, давая баснословные доходы.
Все эти проявления преступности в Испании с каждым годом становятся все более нетерпимыми. Ужесточились законы. Облегчилась процедура выдачи криминального элемента. Эффективно действует созданное не так давно специальное подразделение полиции - отдел по борьбе с наркомафией и организованной преступностью, занимающийся действующими в стране иностранными бандами, которых, по оценкам полиции, более четырехсот. Только за 2006 год сотрудники отдела провели 180 операций, в ходе которых были арестованы 757 человек. Правда, россияне и жители других стран СНГ не попали даже в первую десятку - ее возглавляют сами испанцы, затем румыны, марокканцы, колумбийцы, болгары, немцы, французы и англичане. Но все чаще испытывают на себе удары испанской полиции и правонарушители из России.
Одна из первых наиболее нашумевших операций против них была проведена еще в 2003 году, когда в курортном городке Кастельдефельс близ Барселоны был арестован скрывшийся в Испании лидер ореховской преступной группировки Сергей Буторин по прозвищу Ося вместе со своим подельником Маратом Полянским. Они были вскоре экстрадированы в Россию. А затем арест и выдача подобных фигурантов стали все более обыденным делом.
И, что особенно важно, Испания перестала быть безопасным логовом для российских преступников благодаря все более крепнущему взаимодействию между соответствующими службами Испании и России. В частности, арест Оси, как сообщила испанская печать, проходил при непосредственном участии специально для этого приехавших в Испанию представителей российских правоохранительных органов. И это стало постоянной практикой. А экстрадиции в августе Захарова, которая, учитывая медлительность испанского правосудия, произошла довольно быстро, согласно заявлению официального представителя Генпрокуратуры РФ Марины Гридневой, способствовал, в частности, визит в Испанию в июне нынешнего года генпрокурора РФ Юрия Чайки.
Хуан Кобо, Общенациональная газета "Россия", № 36, сентябрь 2007 года