29 марта 2012
Газета «Московские новости» публикует статью по итогам конференции «ВТО: возможности и риски для российского бизнеса», на которой выступил Иван Смирнов

Тайная поддержка

Минэкономразвития приоткрыло содержание плана адаптации российских отраслей к работе в условиях членства в ВТО. Бизнесу помогут с помощью антидемпинговых расследований и технических стандартов. Заранее перечень защитных мер объявлять не будут, чтобы иностранные конкуренты не успели подготовиться.

Министерство уже предложило коллегам по правительству разработать планы адаптации отраслей к новым условиям, сообщила в среду ведущий советник отдела ВТО департамента торговых переговоров Минэкономразвития Татьяна Кошелева на конференции «ВТО: возможности и риски для российского бизнеса». По ее словам, к работе будут привлекаться представители отраслей. Но итоговый документ публиковаться не будет. «Меры, которые будут предлагаться в отраслевых планах адаптации, направлены прежде всего против иностранцев, — объяснил «МН» причины секретности эксперт, знакомый с ситуацией. — Надо, чтобы они раньше времени «не обрадовались», что мы закрываем перед ними рынок».

Но и для отечественного бизнеса нет причин расслабляться, предупреждали все участники конференции. Основным инструментом защиты рынков от импортных товаров вместо таможенных пошлин должны стать различные антидемпинговые меры. Применять их государство будет только по инициативе бизнеса и с соблюдением достаточно сложных процедур, занимающих иногда годы. В целом в рамках ВТО порядка 70% антидемпинговых расследований заканчивается введением мер защиты, рассказала Наталья Минашкина из департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности Минпромторга. Но при этом требуется доказать, что экспортная цена товара ниже его стоимости на рынке страны-производителя. Размер антидемпинговой пошлины не может быть больше демпинговой маржи. Кроме того, потребуется обосновать причинно-следственную связь между низкими ценами и ухудшением положения национального производителя.

Компенсационные меры могут быть использованы для нейтрализации влияния на рынок поставок импортных товаров, субсидируемых в стране происхождения. Поводом может стать господдержка конкретных предприятий или их группы по отраслевому или географическому принципу, в том числе импортозамещающие субсидии. При этом предоставление госкредитов на рыночных условиях не будет признано поводом для введения компенсационных мер. Специальные защитные меры могут быть использованы при резко возросшем импорте той или иной продукции. Но при этом ущерб, нанесенный отечественным отраслям, должен быть серьезным, предупредила Минашкина.

Осложнить использование этих защитных инструментов может отсутствие достоверной таможенной статистики, опасается партнер адвокатского бюро ЕПАМ Иван Смирнов. Он напомнил, что по ряду товарных групп уровень контрафакта, когда один товар поставляется под видом другого, даже по открытым данным, составляет 20–40%. А партнер бельгийской юридической компании Sidley Austin Арно Виллемс отметил, что применение антидемпинговых мер — обоюдоострое оружие: «Защитив позиции на своем рынке, можно потерять зарубежный». К тому же защищенная таким образом продукция становится дороже.

В качестве одного из вариантов поддержки спроса на отечественную продукцию в Минэкономразвития рассматривается ограничение доступа импорта на рынок госзакупок. По условиям нашего присоединения к ВТО мы можем вообще запретить иностранцам участвовать в этих конкурсах, напомнила Кошелева.

Все чаще государства для защиты своего рынка будут прибегать не к тарифным методам, а к техрегламентам, предположил замглавы Росстандарта Александр Зажигалкин. Они должны уравнивать требования к выпускаемой продукции внутри страны и за рубежом. Это необходимо в первую очередь для обеспечения недискриминационного доступа наших производителей на иностранные рынки. Но в стандартах могут быть и национальные отклонения, объясняемые климатическими, технологическими и другими особенностями. Правда, их придется обосновать. Для государства это может быть долго и дорого. Поэтому он призвал бизнес активнее заниматься разработкой нужных им техрегламентов. Главное, не перестараться. «А то у нас до недавнего времени в ГОСТе на икру лососевых был указан консервант конкретного производителя, который и писал этот стандарт», — привел Зажигалкин пример неудачной попытки бизнеса защитить свои интересы.

Создать преимущества отечественному производителю можно с помощью стандартов в сфере экологии, здоровья, различных санитарных и фитосанитарных мер, добавил Смирнов. Но они тоже должны носить научно обоснованный характер. «Волюнтаристские действия не приемлемы», — заявил юрист, имея в виду шаги, периодически предпринимаемые главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко, хотя тут же признал, что «они самые эффективные». Мировая практика знает случаи, когда и развитые страны используют методы, противоречащие требованиям ВТО, понимая, что для их опротестования и отмены в рамках ВТО потребуется несколько лет.

А есть еще и негосударственные методы защиты своего рынка, напомнил Смирнов. Это могут быть различные действия сетевых ретейлеров по внедрению и поддержке «зеленых» марок, отказа от продажи продукции с ГМО, продажа отечественных товаров как «экологически чистых». Например, в Великобритании продаваемые цветы снабжаются бирками с указанием расстояния их доставки до прилавка. В результате цветы из Голландии выигрывают в глазах потребителей по сравнению с цветами из Кении.

Сокращение таможенных тарифов могло быть косвенно компенсировано бизнесу снижением ставок кредитования или снятием таких внутренних барьеров, как коррупция и бюрократия, считает Смирнов. Это приведет к снижению неформальных расходов бизнеса, положительно скажется на конкурентоспособности его продукции. Кошелева из Минэкономразвития добавила к факторам, негативно сказывающимся на конкурентоспособности российских товаров, инфраструктурные ограничения. Но надеяться бизнесу на то, что они будут сняты, не стоит. Как и на действенную помощь чиновников. Выявлять пострадавших и инициативно защищать их государство не будет, предупредили все участники конференции. «Мы ждем сигналы от бизнеса, где их обижают», — подтвердила Кошелева. «Количество и качество чиновничьего аппарата не будет возрастать», — предупредил Зажигалкин. Наоборот, идут сокращения. Специалистов, знакомых с правилами ВТО, катастрофически не хватает всем. Китай после присоединения к этой организации специально подготовил 4 тыс. юристов.

Андрей Сусаров

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ