Перестраховка от Мексиканского залива
Риски шельфовой нефтедобычи возложат на самих нефтяников
К апрелю 2011 года в Госдуму должен быть внесен один их двух законопроектов, возлагающих по образцу США на нефтекомпании обязанность финансировать мероприятия при разливе нефти. Версия проекта Минприроды предполагает, что у "Газпрома" и "Роснефти" будет выбор механизма накопления средств на возможную катастрофу (банковская гарантия, страховка или спецфонд). Вариант экологов и депутатов Госдумы предполагает создание только спецфонда, в который будут перечислять деньги все нефтедобывающие структуры, использующие море и как место добычи нефти, и для ее транспорта. Пока неизвестно, какой проект устроит правительство.
В ближайшее время в Госдуму будут внесены два альтернативных законопроекта о предотвращении и ликвидации последствий разлива нефти на шельфе. Один законопроект подготовлен Минприроды в соответствии с поручением президента и правительства. После ряда согласований в середине февраля проект был повторно внесен в правительство, в ближайшие дни он будет рассмотрен кабинетом министров, после чего будет направлен в Госдуму. Второй, разработанный при участии экологических организаций, будет внесен депутатами до конца марта. Оба законопроекта направлены на недопущение повторения экологической катастрофы в российских водах, связанной с разливом нефти в море.
Ключевым отличием законопроектов являются принципы формирования резервного фонда, средства которого будут направляться на предотвращение и ликвидацию разливов нефти. Законопроект Минприроды предполагает внесение поправок в законы "О внутренних морских водах" и "О шельфе". Как пояснила "Ъ" глава юридического департамента Минприроды Светлана Радченко, проект ведомства ужесточает экологические требования и определяет необходимые меры по предупреждению разливов нефти при проведении буровых и иных работ с нефтяных платформ. "Мы предлагаем механизм, в соответствии с которым эксплуатирующая организация до начала работ должна иметь утвержденный план мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти с соответствующим финансовым обеспечением, предусматривающим также компенсации возможного вреда окружающей морской среде. Нефтяным компаниям предлагается на выбор три варианта: либо банковская гарантия, либо договор страхования, либо создание в самой компании резервного фонда. Объем резервного фонда для каждой компании будет определяться исходя из плана работ, прогноза стоимости аварийных работ, прогнозной суммы средств, необходимых для возмещения вреда, причиненного морской среде, в соответствии с методикой расчета, утверждаемой Минприроды",-- пояснила госпожа Радченко, отметив, что Минприроды не поддерживает идею создания спецфонда для финансирования ликвидации последствий крупных разливов нефти. "По закону "О недрах", на российском шельфе могут работать только две госкомпании. В этих условиях мы считаем создание фонда не очень целесообразным",-- пояснила она. Проект Минприроды не распространяется на случаи загрязнения моря нефтью с нефтеналивных танкеров -- этим занимается Минтранс.
Альтернативный законопроект будет внесен в Госдуму депутатами до конца марта. Об этом "Ъ" сообщил член комитета Госдумы по экологии Виктор Зубарев. Как пояснил "Ъ" директор по природоохранной политике WWF в России Евгений Шварц, концепция закона "О защите морей РФ от нефтяного загрязнения" была разработана экспертами WWF на основе американского US Pollution Act (см. справку) и представлена в Минприроды еще в 2009 году, сразу после аварии в Мексиканском заливе. Концепция прошла обсуждение, на нее были собраны поправки и комментарии от других экспертов, в том числе от Российского союза промышленников и предпринимателей и специализированных НИИ. На основе этой концепции юристами адвокатского бюро "ЕПАМ" был разработан законопроект "О защите морских объектов от загрязнений нефтью", который намерены внести в Госдуму депутаты.
В отличие от поправок Минприроды, законопроект распространяется не только на нефтедобычу, но и на транспортировку нефти, а также на все остальные процессы, связанные с безопасностью нефтедобычи на шельфе, от проектирования объектов нефтедобычи до вывода их из эксплуатации. Законопроект предусматривает экологический, в том числе общественный, контроль за состоянием морской среды и предусматривает ответственность за разливы нефти. Ключевое отличие от проекта Минприроды в том, что для финансирования работ по предотвращению и ликвидации последствий разлива нефти предполагается создать специальный фонд. Планируется, что он должен формироваться за счет отчислений нефтяных компаний (размер взноса определяется в процентах от страховой суммы по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца объекта нефтедобычи), а также за счет средств федерального бюджета, экоштрафов и других платежей. Средства фонда имеют целевое назначение и могут использоваться на ряд перечисленных мероприятий по ликвидации последствий и предотвращению разливов нефти и компенсацию экологического ущерба.
Оба законопроекта распространяются только на морские воды. "80-90% нефти попадает в моря по рекам",-- пояснил "Ъ" один из инициаторов законопроекта, Виталий Горохов из института "Экоюрис", сообщив, что оба альтернативных законопроекта не учитывают более частых, хотя и не таких масштабных аварий, при которых нефть попадает в реки. Принцип компенсации экоущерба из фонда в любом случае предусматривает, что более аккуратные недропользователи своими взносами в фонд оплачивают ущерб, нанесенный менее ответственными. Впрочем, если принцип не будет ограничен нефтедобычей на шельфе, все нефтяники будут оплачивать риски "Газпрома" и "Роснефти" на шельфе, где они крупнее.
Но перспективы депутатского законопроекта не ясны даже вносящим его депутатам. Член комитета по экологии Госдумы Виктор Зубарев заявил "Ъ", что депутаты "работают" с Минприроды, надеясь выработать единый документ. Глава комитета по экологии Евгений Туголуков утверждает: депутатский законопроект будет внесет в том случае, "если Минприроды не успеет внести свой к сроку, зафиксированному в поручении президента, 31 марта".
Александр Гудков, Ангелина Давыдова