Срок за сговор
Следственный комитет и антимонопольная служба предлагают лишать свободы чиновников и бизнесменов за антиконкурентный сговор
Сергей Титов, Маргарита Папченкова, Виталий Петлевой
Госорганы систематически прибегают к антиконкурентным сговорам с компаниями, заявил замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Александр Кинев на конференции «Ведомостей» по антимонопольному регулированию. В первом полугодии 2013 г. возбуждено 181 дело по таким нарушениям (см. врез на стр. 04).
Например, ФАС подозревает в сговоре власти Пермского края и представителей ОАО «Кольцово-инвест» (входит в ГК «Ренова»), говорится в презентации Кинева: они заключили соглашение о передаче в пользование «Кольцово-инвеста» имущества пермского аэропорта «Большое Савино» и его последующей приватизации — сейчас аэропорт на 100% принадлежит региону в пользу структуры «Реновы».
Представитель компании «Аэропорты регионов», структуры «Реновы», заявил, что конкурс на реконструкцию пермского аэропорта был абсолютно прозрачен и в нем приняли участие все крупнейшие операторы России. В приемной губернатора Пермского края от комментариев отказались.
Ежегодно ФАС выявляет сотни антиконкурентных соглашений с участием органов власти, описывает масштаб проблемы начальник департамента по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев: «Сговоры при госзакупках, при приватизации, различного рода соглашения, ограничивающие конкуренцию на товарных рынках». Этому способствуют память о централизованном планировании и привычка использовать административный ресурс, говорится в презентации службы.
Сейчас за сговор с госорганом компании грозит штраф от 1 до 15% от годовой выручки на рынке, на котором совершено нарушение, а менеджеру — штраф до 50 000 руб. или дисквалификация. Привлечь чиновника именно за заключение антиконкурентного соглашения к уголовной ответственности невозможно, констатирует старший юрист АБ ЕПАМ Евгений Большаков: необходимо доказывать признаки иных составов преступлений, например получение взятки. Федеральный чиновник скептичен: «Факт личной заинтересованности не всегда материализуется во взятке, есть масса других вариантов, например пособничество родственникам, услуга за услугу».
Если речь идет о нарушении чиновником антимонопольного законодательства, то правоохранительные органы чаще всего квалифицируют такие дела как превышение должностных полномочий, подтверждает Кинев, но об ограничении конкуренции в этих статьях ничего нет, они не защищают свободу рыночных отношений.
Чтобы устранить пробел, ФАС предлагает внести изменения в Уголовный кодекс (УК). Из выступления Кинева следует, что к уголовной ответственности будут привлекаться чиновники, вошедшие в соглашение с представителями компаний. Менеджерам компаний также будет грозить срок. По действующему УК максимальный срок за антиконкурентные действия и злоупотребление должностными полномочиями — до семи лет лишения свободы. По мнению Кинева, ответственность для чиновников и менеджеров за сговор должна быть более суровой, но конкретных предложений ФАС пока не подготовила.
ФАС — второе ведомство, которое предложило ужесточить наказание за сговор чиновников и предпринимателей. Ранее это же предложил сделать Следственный комитет России (СКР) — правда, его инициатива касалась исключительно сговора в приватизационных сделках, знает знакомый с текстом законопроекта силовиков чиновник. Раз идеи родились независимо друг от друга, значит, к этому назрела объективная необходимость, заключает он.
Закон СКР распространяется только на приватизационные сделки, потому что президент в послании к Федеральному собранию сказал о необходимости обеспечения справедливости именно приватизации, поясняет сотрудник силового ведомства, если проект поддержат, его можно распространить на другие сделки, в том числе госконтракты.
Изменения позволят инициировать уголовное дело прямо по факту установления ФАС сговора госоргана и компании, полагает Большаков. Для этого службе не потребуется обнаруживать текст договора между сторонами, его может и не быть, уверен юрист: «Будет достаточно выявить устный сговор, в том числе по косвенным признакам, как и в случае с картелем».
Инициативы ФАС и СКР — удавка для бизнеса и органов управления, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай: любая помощь чиновника в развитии бизнеса может быть расценена как антиконкурентный сговор и тогда региональные власти будут вообще опасаться поддерживать бизнес. В основе неправомерной поддержки лежит коррупция, а для нее уже предусмотрены и состав преступления, и наказание, продолжает Тай. То, что взятки не всегда дают деньгами, не значит, что их нельзя обнаружить, проблема — в компетентности оперативных органов, резюмирует он.
С представителем первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует в правительстве защиту конкуренции) связаться не удалось.