Охотники за картелями
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет возбуждать уголовные дела за картели и проводить обыски. Пока недобросовестный бизнес уходит от ответственности
Сергей Титов, Алексей Никольский
ФАС просит правительство позволить службе самостоятельно возбуждать уголовные дела за картели. Письмо с просьбой наделить службу полномочиями проводить дознание по картельным делам руководитель ФАС Игорь Артемьев направил премьеру Дмитрию Медведеву, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в одном из ведомств финансово-экономического блока. Содержание письма подтвердили в пресс-службе ФАС.
Сейчас при расследовании картельных дел ФАС устанавливает только факт заключения картеля, но не занимается определением лиц, виновных в преступлении, объясняет старший юрист Адвокатского бюро ЕПАМ Евгений Большаков. Виновных определяют сотрудники МВД, в том числе по материалам, полученным от ФАС, объясняет он.
С 1996 по 2013 г. по антикартельной статье было возбуждено 380 уголовных дел, к уголовной ответственности привлечено 60 человек, говорится в материалах ФАС к IV Международному юридическому форуму. Принцип неотвратимости наказания не работает, признают в службе. Ежегодно ФАС принимает десятки решений по картелям, накладывает миллиардные штрафы, а статистика по уголовным делам находится на уровне статистической погрешности, жаловался в марте замруководителя службы Александр Кинев. В 2013 г. ФАС направила в правоохранительные органы 56 заявлений о преступлении, говорится в презентации службы, в МВД завели только девять дел (см. инфографику).
Картельные сговоры так редко расследуются, потому что трудно добыть доказательную базу, объясняет сотрудник центрального аппарата МВД. ФАС поможет следователям, если расширить ее полномочия, заверяет сотрудник службы: будет проводить доследственные проверки, возбуждать уголовные дела, проводить обыски и передавать уголовные дела следователям.
Медведев поручил своему первому заместителю Игорю Шувалову оценить целесообразность наделения ФАС новыми полномочиями. Шувалов ждет позиций профильных ведомств, в том числе силовых, сообщил его представитель.
Минэкономразвития инициативу ФАС категорически не поддерживает, говорит представитель ведомства: «Уголовная ответственность — слишком серьезная мера, чтобы так легко раздавать полномочия». Эффективность применяемых мер зависит от качества законодательства и компетентности правоприменителей, а не от количества силовых органов.
Представитель Генпрокуратуры воздержался от комментариев, представитель МВД был недоступен. По словам источника в центральном аппарате МВД, инициатива ФАС в ведомстве еще не рассмотрена.
ФАС хочет активизировать фактически спящую статью о борьбе с картелями, но при низких стандартах доказывания службы — по картельным делам в судах отменяется половина решений — это чревато ростом необоснованных уголовных дел, полагает Вадим Новиков из РАНХиГС. Например, одинаковые цены у конкурентов трактуются службой как достаточные доказательства, хотя это вообще не признак сговора, считает он.
Обычная договорная практика рискует оказаться уголовно наказуемой, полагает член рабочей группы по развитию конкуренции экспертного совета при правительстве Алексей Ульянов. В особой зоне риска малый и средний бизнес, предупреждает он: сейчас доля малого и среднего бизнеса в картельных делах превышает 2/3 и именно они в основном подвергаются уголовному преследованию по антикартельной статье. Вместо расширения полномочий нужно дать четкое определение картеля, призывает Ульянов.