Предложение проекта изменений в ГК РФ о повышении минимальных размеров уставных капиталов для ООО до 500 тыс. рублей, для АО - до 5 млн рублей прокомментировал Дмитрий Степанов, партнер АБ ЕПАМ.
- В качестве обоснования необходимости повышения размеров уставных капиталов в Концепции было указано обеспечение гарантий прав кредиторов. Как вы считаете, можно ли достигнуть этой цели таким способом?
- В качестве ответа на этот вопрос я могу рассказать об итогах анализа судебной практики за последние 15 лет, который мы провели с моими коллегами. Наша задача была найти пример, когда посредством уставного капитала кредитор хозяйственного общества как-либо защитил свои права. Должен сказать, что результаты поиска оказались для нас предсказуемы: ни одного такого дела не нашлось. Зато есть масса других дел. Я имею в виду дела о несостоятельности (банкротстве), в которых кредиторы пытаются получить хоть что-то с компании-должника. И эти дела наглядно показывают, что уставные капиталы вне зависимости от их размера абсолютно беспомощны в деле при защите интересов кредиторов. Не спасают ни многомиллионные размеры, ни специальные механизмы надзора за оплатой и поддержанием уставного капитала в случае с компаниями в регулируемых секторах экономики (банки, страховщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг), а также публичными акционерными компаниями, где уставные капиталы по определению очень значительны. Если банкротится компания с высоким уставным капиталом, оплаченным ликвидным имуществом, проходившая аудит и сдававшая специальную отчетность, то ее кредиторы находятся ничуть не в лучшем положении по сравнению с кредиторами компаний, не имевших высоких уставных капиталов. На мой взгляд, для защиты кредиторов законодателю нужно совер¬шенствовать не корпоративное, а банкротное законодательство.
- Всем очевидно, что одна из целей, которую преследует данное предложение, - это борьба с фирмами-однодневками. Может быть, плюс в том. что с такими требованиями к уставному капиталу не нужно будет тщательно проверять контрагентов?
- Позволю себе усомниться в этом. Достаточно посмотреть, как сейчас оплачивается минимальный уставный капитал в массово создаваемых на продажу ООО и ЗАО. Во всех таких компаниях оплата уставного капитала - пустая формальность. Обычно сразу после регистрации компании деньги уходят на сторону, по существу - обратно тому, кто их дал на время, пока компания создавалась. Думаю, что ситуация не изменится с введением даже многомиллионных уставных капиталов. Если есть требование закона, соблюдение которого не¬возможно обеспечить, то оно не будет выполняться. Кстати, существует вероятность еще одной проблемы при введении столь высоких размеров уставного капитала. Малому и среднему бизнесу в таком случае предлагается использовать статус индивидуального предпри¬нимателя. Боюсь, в таком случае появится вал конституционно-правовых вопросов, о которых раньше вовсе не думали, имея дело с юридическими лицами.
- Допустим, норма об увеличенных размерах уставных капиталов все-таки появится в Гражданском кодексе. Как, по вашему мнению, будут выходить из этой ситуации крупные холдинги?
- Если при этом механизм поддержания размера уставного капитала останется таким же, как сейчас, то есть будут соотноситься стоимость чистых активов и величина уставного капитала на конец второго и каждого последующего финансового года, то компании просто будут вынуждены «подгонять» бухгалтерскую отчетность на конец года, фактически «рисуя» стоимость чистых активов. Тем самым только по¬высятся издержки на формальное исполнение нормы закона, реально же никакой защиты прав кредиторов не будет достигнуто.
20 февраля 2011
«Если есть требование закона, соблюдение которого невозможно обеспечить, оно не будет выполняться»