Условным пассажирам до дома не доплыть
15 архангельских моряков, обвиненных в контрабанде наркотиков, условно-досрочно освобождены из испанской тюрьмы. Но на родину они попасть все равно не могут: моряки находятся под подпиской о невыезде, и депортировать их никто не собирается – как, впрочем, и кормить.
15 российских моряков, заключенные под стражу в Испании, были освобождены. Как сообщили в адвокатским бюро ЕПАМ, представляющего интересы моряков совместно с испанским адвокатом, наказание в виде лишения свободы на три года было заменено на условно-досрочное освобождение. Таким образом, суд удовлетворил ходатайство защиты о досрочном освобождении моряков, и в минувшую пятницу все 15 россиян вышли из тюрьмы.
Правда, на родину они в ближайшее время отправиться не смогут. Адвокаты на заседании в пятницу потребовали замены тюремного заключения на депортацию в Россию. «Тем не менее суд принял решение об условно-досрочном освобождении моряков, однако не принял решения о депортации», – пояснили «Газете.Ru» в адвокатском бюро.
Под стражей моряки траулеров «Юозас Алексонис» и «Трелемейстер Могутов» компании ОАО «Архангельский траловый флот» находились с мая 2008 года.
В прошлом году они прибыли в порт города Уэльва, где судам потребовался ремонт. Во время простоя к матросам с предложением подзаработать обратился россиянин, чье имя не известно ни следствию, ни самим подсудимым. Мужчина предложил членам экипажей разгрузить «один корабль». Моряки с разрешения старпома и капитана дали согласие, хотя российский экипаж знал, что по испанским законам любая подработка в порту запрещена.
В итоге россияне занялись незаконной разгрузкой трюмов, а в это время местная полиция антинаркотического рейда обнаружила в них 4 тонны гашиша.
Вместе с 15 россиянами были задержаны еще более 14 человек, также подозреваемых в контрабанде наркотиков. В ходе длительного расследования сотрудники правоохранительных органов пришли к выводу, что архангельские моряки не являются главными фигурантами дела, и предъявили им обвинения лишь в соучастии в контрабанде наркотиков. Как сообщает ЕПАМ, 25 мая 2009 года решением суда морякам было назначено «наказание в виде тюремного заключения сроком на 3 года и 1 день с запретом избираться на выборные должности». Кроме того, россиян обязали выплатить два штрафа в размере 15 млн и 10 млн евро соответственно с заменой на 15 суток ареста за каждый штраф в случае их неуплаты. Моряки могли бы получить и большее наказание: согласно уголовному кодексу Испании, им грозило четыре с половиной года за решеткой. Но по рекомендации стороны защиты все подсудимые признали свою вину в обмен на сокращение срока заключения.
В посольстве России в Испании «Газете.Ru» подтвердили, что моряки вышли на свободу. При этом, говорят они, суд не удовлетворил ходатайства еще трех обвиняемых по делу – граждан других государств, которым «назначили более суровое наказание и оставили под стражей», поэтому те подали апелляцию в суд высшей инстанции.
Что касается россиян, то до решения кассационного суда они будут оставаться под подпиской о невыезде на территории Испании и должны каждые 15 дней отмечаться в испанской полиции.
Юристы отмечают, что это может занять около 6–7 месяцев. Сейчас все 15 россиян официально считаются пассажирами траулера «Юозас Алексонис». Кормить себя им придется самостоятельно.
«Конечно, им нужно как-то себя обеспечивать. Обычно в таких ситуациях подработки разрешены», – отметили в российском посольстве в Испании.
Представители компании, в которой работали россияне, считают, что запутанное дело – провокация бывшего владельца траулеров «Юозас Алексонис» и «Тралемейстер Могутов». По их словам, ранее траулеры были незаконно присвоены гражданином Мавритании Аббасом Бугурбалем, отсудить их удалось после длительных разбирательств лишь в 2007 году: арбитражный суд города Уэльва признал, что корабли были отняты у архангельской компании. До этого, в 2006 году, арбитражный суд Мурманска признал, что мавританская компания Societe de Promotion de la Peche, принадлежащая Бугурбалю, не имела никаких прав на суда.
В июне 2004 года, когда эти два судна и траулер «Капитан Кононов», также принадлежащий архангельской рыболовецкой компании, стояли в порту Намибии, Бугурбаль подал иск об их аресте. По его утверждению, архангельские рыбаки задолжали ему $13 млн. Корабли, согласно решению намибийского суда, перешли в собственность Бугурбаля в счет погашения долга.
Российская сторона продолжала добиваться возвращения судов и инициировала в стране целый ряд судебных процессов.
В ходе расследования в России выяснилось, что к аресту судов причастен российский предприниматель Вадим Цукалов.
Как показало российское следствие, изначально три траулера принадлежали государству, а архангельская рыболовецкая компания владела ими на правах хозяйственного ведения. В 2001 году Цукалов взял их в аренду и, по некоторым данным, эксплуатируя их, заработал около $150 млн. Однако в 2004 году срок аренды истек, и суда пришлось возвращать ОАО «Архангельский траловый флот», чего Цукалов делать не захотел. Также правоохранительные органы узнали, что представленные Бугурбалем документы фальшивые, а компания, которой он владеет, подставная. В итоге против Цукалова и Бугурбаля было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество). Они были объявлены в розыск по линии Интерпола. Сейчас Россия продолжает добиваться их экстрадиции из Испании. Ни одно из трех суден в Россию пока не вернулось.
Игнат Беловский