12 июля 2018
Экономические факторы стимулируют рост числа банкротств | комментарий Юлии Бобровой для «Интерфакс»

Обзор: компании чаще становятся банкротами и реже восстанавливаются

Число компаний, признанных банкротами, в первом полугодии 2018 года выросло на 3% к аналогичному периоду 2017 года, при снижении количества реабилитационных процедур на 16%, эксперты объясняют это экономическими факторами.

Количество судебных решений о несостоятельности юридических лиц в первом полугодии 2018 года выросло на 3% до 6 626 штук к аналогичному периоду 2017 года, следует из сведений, раскрытых арбитражными управляющими в "Федресурсе" (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, fedresurs.ru). Число введенных судами реабилитационных процедур (внешнее управление и финансовое оздоровление) снизилась до 180 шт. или 1,5% всех процедур в первом полугодии 2018 года, по сравнению с 215 шт. или 2% в первом полугодии 2017 года.

Москва лидирует по количеству компаний-банкротов. В столице в первом полугодии 2018 года несостоятельными признаны 1270 компаний (+8% к первому полугодию 2017 г.), в Санкт-Петербурге – 374 шт. (+2%).

Заявителями в делах о банкротстве компаний, как правило, выступают кредиторы. В первом полугодии 2018 года они инициировали 75% дел, в отношении которых раскрыты такие данные, в аналогичном периоде прошлого года – 82% дел. Доля ФНС России как заявителя выросла с 8% до 14% за те же периоды, а самих должников осталась на уровне 9%.

По словам арбитражного управляющего Игоря Вышегородцева, банки, испытывающие проблемы с ликвидностью, все активнее используют процедуры банкротства для возврата средств неплательщиков и для смены неэффективных собственников на эффективных. Поэтому, по его оценкам, число заявлений о банкротстве будет увеличиваться.

Экономические факторы стимулируют рост числа банкротств

Большинство экспертов, опрошенных агентством «Интерфакс», говоря об экономических факторах роста числа банкротств и малой доли реабилитаций, упоминают застой или стагнацию в экономике и проблемы в кредитной сфере. Эксперты прогнозируют сохранение этой тенденции.

«Основной причиной продолжающегося роста количества банкротств является экономический спад в российской экономике - последствия кризиса 2014 года ощущаются бизнесом до сих пор: падение курса рубля, трудности во взаимоотношениях с иностранными государствами, а также увеличение налоговой нагрузки во многих случаях к невозможности исполнения обязательств, и как следствие, к банкротству», - комментирует старший юрист судебно-арбитражной практики адвокатского бюро ЕПАМ Юлия Боброва.

Продолжающийся рост числа банкротств связан со сложной ситуацией в экономике. Объем инвестиций в основной капитал остается на 4% ниже уровня 2014 года, стагнация спроса подкрепляется сокращением реальных располагаемых доходов населения, отмечает доцент кафедры финансового менеджмента факультета госуправления МГУ Ольга Львова. За 2017 год реальные располагаемые доходы населения снизились на 1,7% в реальном выражении по сравнению с 2016 годом. Их падение шло уже четвертый год подряд. «Состояние спроса и инвестиционной активности может приводить к нехватке заказов и невозможности отвечать по принятым обязательствам», - говорит О.Львова.

 «Темпы роста банкротств отражают общую экономическую ситуацию в стране», - отмечает советник юридической фирмы Saveliev, Batanov & Partners Радик Лотфуллин. При этом, по его словам, скорее всего, тенденция сохранится, несмотря на возможное улучшение ситуации в экономике, поскольку последствия кризиса могут сказаться и позднее.

На застой в экономике, инерционное недоверие потребителя к товарам российского производства и высокую закредитованность бизнеса указывает старший юрист адвокатского бюро КИАП, адвокат Илья Дедковский.

«Страдает реальный сектор, который медленно тянет за собой иные отрасли», - отмечает партнер адвокатского бюро "Барщевский и партнеры" Павел Хлюстов. Те предприятия, которые еще год назад держались на плаву, уже не в состоянии продолжать убыточную деятельность и вынуждены уйти в банкротство, указывает эксперт. «На мой взгляд, аналогичная ситуация будет продолжаться еще как минимум три года», - говорит П.Хлюстов.

Партнер московского офиса юридической фирмы Аллен энд Овери Игорь Горчаков говорит о замедлении роста экономики и уходе с российского рынка западных кредиторов. По его словам, связанные с этим проблемы ликвидности в банковском секторе влияют на возможность проведения реструктуризации проблемных должников.

Рост числа банкротств с ближайшие годы будет только увеличиваться из-за отзыва лицензий у неблагонадежных банков, схлопывания рынка застройщиков жилья, перекладывания предпринимательских рисков на плечи контролирующих должника лиц, отмечает арбитражный управляющий Максим Лагода. «Уверен, что рост будет измеряться в пределах 5-10%», - говорит он.

Перспективность реабилитаций сомнительна

Успешность реабилитационных процедур, даже в случае изменений в законодательстве, направленных на повышение эффективности таких процедур, вызывает сомнения из-за проблем в экономике. Впрочем, по мнению ряда экспертов, улучшать регулирование реабилитационных процедур все же следует, чтобы дать ориентиры бизнесу.

«Для эффективного применения реабилитационных процедур необходим совсем иной уровень макроэкономического развития страны и совсем иной бизнес-климат и бизнес-культура. В настоящее время, как только любая негативная информация появляется не то что в СМИ, а просто в бизнес-сообществе, даже на уровне достоверных слухов, то это предприятие уже не жилец», - комментирует управляющий партнер адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай.

«Нет никаких оснований рассчитывать на существенный рост применения реабилитационных процедур как результат изменения законодательства», - считает партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса юридической фирмы "Пепеляев Групп" Юлия Литовцева. «В условиях экономической нестабильности, усиления фискального давления на бизнес, невозможности кредитования компаний, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, на разумных условиях, сложно ожидать от кредиторов лояльности в отношении должника, желания договариваться и ждать исполнения обязательств годами, прощать часть долгов, как это по смыслу и духу законопроекта предполагается в рамках реабилитационных процедур», - говорит эксперт. Впрочем, по словам Ю.Литовцевой, это не означает, что закон о реабилитационных процедурах не нужен, поскольку бизнесу необходимы правовые основания, которыми он сможет воспользоваться.

«Далеко не все владельцы бизнеса стремятся урегулировать проблемы со своими кредиторами путем достижения справедливой реструктуризации без ущемления прав каких-либо кредиторов или групп кредиторов», - говорит Игорь Горчаков из Аллен энд Овери. Тем не менее, принятие соответствующего законодательства было бы полезным первым шагом в направлении повышения качества проведения банкротных процедур, добавляет он.

Неэффективность действующих реабилитационных процедур проявляется именно в период, когда государство испытывает проблемы в экономике», - говорит Радик Лотфуллин. Именно поэтому одной из главных задач в нашем банкротном праве остается необходимость изменения законодательства в части регулирования реабилитационных процедур, отмечает эксперт.

Руководитель правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Эдуард Олевинский считает полезными отдельные нормы законопроекта о совершенствовании реабилитационных процедур, принятого Госдумой в первом чтении в декабре 2017 года. Статья 61.16 законопроекта позволит продолжить исполнение контрактов, принципиально важных для выживания должника, говорит он. «Сегодня продолжение хозяйственной деятельности конфликтует с мораторием на удовлетворение требований кредиторов и, как следствие, в банкротстве выживают только бизнесы с очень коротким сроком оборота средств или, при наличии стороннего инвестора, финансирующего завершение контрактов должника с ключевыми покупателями и заказчиками». – отмечает Э.Олевинский.

По мнению старшего юриста группы по разрешению споров международной юридической фирмы Baker McKenzie Павла Новикова, для успеха реабилитационных процедур потребуется большая работа по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса, столкнувшихся с финансовыми сложностями.

«Процедура реструктуризации долгов в том виде, в каком она закреплена в законопроекте, будет скорее всего работать только применительно к крупным компаниям», - прокомментировал преподаватель Лейденского университета Илья Кокорин. «Как показывает американский и английский опыт, реструктуризация – чрезвычайно затратная и сложная процедура, созданная преимущественно для крупного бизнеса. Поэтому она не станет популярна среди малого и среднего бизнеса, который останется один на один с конкурсным производством», - говорит эксперт.

По словам партнера московского офиса Cleary Gottlieb Steen & Hamilton Юлии Соломахиной, есть надежда, что изменение законодательства все же поможет. «Мы часто встречаемся с ситуацией, когда иностранный инвестор готов реабилитировать банкротный бизнес, но риски и неопределенности, связанные с регулированием процесса банкротства, останавливают его», - говорит она.

Материал опубликован на сайте проекта «Федресурс»

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ