28 марта 2023
Единый морской логистический оператор и его влияние на рынок | комментарий Алексея Карчемова для журнала CRE

В России продолжается обсуждение проекта единого морского логистического оператора, который будет по льготным тарифам осуществлять регулярные перевозки в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов. Госкорпорация «Росатом» подтвердила готовность выступить таким оператором. Эксперты – о том, что еще, глобального и не очень, на государственном и частном уровнях запущено в последние 11 месяцев и планируется к запуску в ближайшее время. [...]

Идут на север

Вопросы необходимости и возможности увеличения грузопотока, в частности по Северному морскому пути с должным обеспечением безопасности прохода на его протяжении, остаются предметом дискуссий на профессиональных и государственных площадках уже более десяти лет, вспоминает Алексей Карчёмов, советник, руководитель практик международного торгового, таможенного, морского и транспортного права АБ ЕПАМ. Перевозки по СМП продолжают расти, и по итогам 2022 года грузопоток составил 34,034 млн тонн. Согласно указу президента РФ, к 2024 году он должен вырасти до 80 млн тонн.

Учитывая специфику СМП, включая сложность и опасность навигации, для должной координации и эффективного использования флота необходимо ответственное лицо, которое, помимо прочего, сможет объединить судовладельцев и грузовладельцев, а также контролировать перевозки, указывает эксперт. Таким лицом и выступит единый морской логистический оператор (госкорпорация «Росатом» подтвердила готовность), который сможет выполнять все функции самостоятельно либо выступать в качестве генерального оператора, передавая часть своих функций на основе контрактов другим компаниям. Операторские функции также могут выражаться в создании и под- держании условий море- плавания, информационной координации всех пользователей Северного морского пути, добавляет Алексей Карчёмов.

Предполагается, что в процессе развития судоходства по СМП, единого регулирования тарифов и планомерного развития инфраструктуры на рынке грузоперевозок будут преобладать компании, имеющие на балансе суда повышенного ледового класса, которые смогут обеспечить гибкость в выборе маршрута следования, а также дадут возможность ускорить процесс доставки грузов. Деятельность единого морского логистического оператора потребует создания и новых нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения с ним компаний и государственных структур, которые будут принимать участие в реализации данного проекта. В связи с этим заинтересованным компаниям необходимо уже сейчас принимать активное участие в указанных процессах, подчеркивают в ЕПАМ. [...]

Светлый путь

Неотделимым от развития навигации по СМП является проект «Северный завоз», который призван обеспечить регулярные каботажные рейсы в арктические регионы для доставки грузов жизнеобеспечения и развитие инфраструктуры, добавляет Алексей Карчёмов. Планировалось, что до 1 марта 2023 года в Госдуму будет внесен соответствующий законопроект, который предусмотрит распределение релевантных полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями для обеспечения трехлетнего цикла планирования завоза, его пере- вода на цифровую основу и получения федеральной поддержки для развития проекта. [...]

Попали в западню

Среди других идей, которые озвучивались на межгосударственном уровне, можно выделить и предложение РФ о создании единого логистического оператора для западного маршрута транспортного коридора «Север-Юг», направленное в адрес Азербайджана и Ирана, говорит Алексей Карчёмов. Это позволит удвоить поток грузов по пути к 2030 году, обеспечить сквозной перевозочный сервис и высокий уровень логистических услуг. [...]

Основной юридической сложностью реализации упомянутых проектов Алексей Карчёмов называет большой пул участников, имеющих разные интересы и/или задачи, которые необходимо осуществить в первую очередь. Для успешного создания и применения на практике, например, института единого морского логистического оператора Северного морского пути необходимо усовершенствовать разветвленную и противоречивую нормативно-правовую базу, четко разграничить задачи по обеспечению функционирования, контролю, а также осуществлению хозяйственной деятельности на СМП, резюмирует он. Немаловажно и повышенное внимание иностранных государств к маршруту. Судоходство по СМП является стратегической инициативой и в связи с этим неизбежно будет сталкиваться с повышенным вниманием и контролем со стороны как прибрежного государства- регулятора, обеспечивающего безопасность в по- крытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, так и со стороны иных государств, которые считают Арктику общественным достоянием. [...]

https://www.cre.ru/journal/special/warehouses

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ

Алексей Карчёмов

Алексей Карчёмов

Санкт-Петербург