Корпоративные ценности в Россию завозят из Голландии и Британии
Российское корпоративное законодательство по-прежнему не может конкурировать с аналогичным законодательством развитых стран. Отсталость в этом вопросе можно преодолеть, пришли к выводу участники конференции по корпоративному законодательству, которая состоялась во вторник, 13 апреля в рамках Недели российского бизнеса, проводимой Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Правительство предлагает действовать законодательными методами, бизнес считает, что корпоративную практику можно усовершенствовать посредством практики судебной.
Ясность корпоративного законодательства — это залог инвестиционной привлекательности страны. «Дисбалансы, которые имеются в российском законодательстве, например, в системе отношений „собственник — акционеры“ или „собственник — кредиторы“, приводит к тому, что крупные предприятия очень часто структурируются в других юрисдикциях, например в Голландии или Великобритании»,— заявил директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития Иван Осколков, выступая на конференции.
По словам председателя совета директоров группы компаний ЕСН, члена бюро правления РСПП Григория Березкина, большинство соглашений между акционерами заключается по западному праву. «Бесполезно пытаться договориться с нашими партнерами по российскому законодательству»,— говорит Григорий Березкин.
Другая проблема российского корпоративного законодательства — дисбаланс между нормами прямого действия и нормами, которые оставляют возможность для усмотрения, то есть между императивными и диспозитивными нормами.
Как отметил представитель другого ведомства, заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Александр Синенко, сейчас одна из самых главных задач для всех заинтересованных сторон — найти правильный баланс между теми правилами работы компаний, которые должны быть жестко отрегулированы и теми, которые можно оставить на усмотрение руководства компаний.
Инвестициям придадут новую форму
Правительство подготовило ряд мер, которые должны позволить российскому законодательству стать более привлекательными, не только в глазах иностранных бизнесменов, но и в глазах российских. Так, Минэкономразвития разработало законопроект, который должен облегчить инновационному и инвестиционному бизнесу начало деятельности. Для этого ведомство предлагает создать новую организационно-правовую форму- инвестиционное товарищество.
Из действующих сейчас организационных форм за рубежом, наиболее близкий аналог этой формы — limited partnership.
По словам Ивана Осколкова, в России при старте инновационного или инвестиционного бизнеса все существующие организационно-правовые формы «не очень удобны». Например, при создании общества с ограниченной ответственностью, взносы в уставный капитал должны быть внесены в течение первого года деятельности. Новая форма позволит увеличить этот промежуток времени. Законопроект подготовлен министерством при содействии представителей «Роснано» и Российской венчурной компании, и уже направлен на согласование в ведомства.
Директоров застрахуют от ответственности
ФСФР, в свою очередь, подготовила поправки, которые прописывают ответственность руководителей и членов совета директоров акционерных обществ перед компанией, сообщил Александр Синенко.
«По сегодняшнему законодательству, если руководитель, член совета директоров действовали неразумно или недобросовестно, тогда по иску акционера суд может взыскать с них убыток в пользу акционерного общества,— заявил он.— Однако закон не расшифровывает понятие „неразумных“ или „недобросовестных“ действий. Эти понятия наполняются через судебную практику. Мы прописали их на законодательном уровне, используя международный опыт»,— сказал представитель ФСФР.
В соответствии с проектом закона недобросовестные действия руководства компании или членов совета директоров — это действия при наличии конфликта интересов, то есть когда личные интересы тех, кто принимает решение, конфликтуют с интересами акционерных обществ. Под неразумными действиями следует понимать принятие решений в условиях, когда нет всей полноты информации, которая необходима для принятия этого решения.
При этом служба позаботилась об иностранном бизнесе, так как законопроект также предусматривает страхование ответственности членов совета директоров. Законопроект позволяет застраховать топ-менеджера от финансовой ответственности на тот случай, если принятое им решение навредит компании.
Александр Синенко пояснил, что многие иностранные независимые директора сейчас предпочитают вообще не голосовать по важным решениям, так как у них нет страхования ответственности и они чувствуют себя незащищенными. А по российскому законодательству, если член совета директоров проголосовал против или воздержался, к нему не может быть предъявлен иск о возмещении убытков.
Корпоративной практике поможет суд
Председатель комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский бизнесменов критиковал: по его оценке, они пассивны и принимают участие в процессе законотворчества лишь эпизодически, "когда петух клюнет". Поэтому в области корпоративного права больше "заплаток", нежели цельных проработанных концепций.
При всей критике, многие эксперты отмечают, что в российском корпоративном праве в последнее время произошел ряд существенных и позитивных изменений. А вот практика их применения пока буксует.
«Над этим нужно работать уже не ФСФР и Минэкономразвития, а самому бизнесу. РСПП должно активнее обсуждать вопросы применения норм корпоративного права с Высшим арбитражным судом. Тем более, что суд готов выслушивать мнение бизнеса и учитывать его замечания»,— говорит партнер адвокатского бюро ЕПАМ Дмитрий Степанов.
Ксения Батанова