Сеть акционеров
Дмитрий Казьмин
Корпоративные процедуры в российских компаниях постепенно мигрируют в интернет. Первая законодательная новация - оповещение акционеров через сайт о собрании.
Председатель комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский подготовил поправки (есть у «Ведомостей»), снимающие с акционерных обществ, где не менее 1000 владельцев голосующих акций, обязанность вручать под роспись каждому акционеру уведомления и бюллетени к их общему собранию. Поправки будут рассмотрены в осеннюю сессию, полагает Плескачевский.
Уведомлять акционеров заказными письмами требует статья 60 закона об акционерных обществах. Обществам, где более 500 000 акционеров, достаточно разместить документы в печатном СМИ. «Ведомостям» не удалось найти общество с таким количеством голосующих акционеров, максимум - у ФСК: 422 773 акционера на конец I квартала 2009 г. Законопроект предлагает распространить упрощенный порядок на общества с 1000 голосующих акционеров, информацию они будут дублировать на корпоративном сайте. Название СМИ и адрес сайта должны быть записаны в уставе.
Пониженный порог позволит компаниям не тратить огромные деньги на письма, объясняет Плескачевский. Услуги почты в этом году выросли в разы, замечает заместитель гендиректора регистратора «Иркол» Андрей Сафонов: стандартная рассылка, содержащая уведомление и шесть бюллетеней для голосования, стоит 117 000 руб. на 1000 акционеров. ФСК на рассылку пришлось бы потратить 47,4 млн руб.
Законопроект еще будет дорабатываться с учетом позиции профильных ведомств, говорит Плескачевский, не исключено, что компаниям будет разрешено уведомлять акционеров только на официальном сайте. Будет обсуждаться и пересмотр рекомендаций ФСФР по уведомлению акционеров компаний, акции которых котируются на биржах, рассчитывает депутат.
Минэкономразвития поддерживает поправки, говорит директор департамента Иван Осколков. Его устраивает порог в 1000 акционеров, а также опубликование информации только на сайте. Руководитель ФСФР Владимир Миловидов говорит, что его ведомство сформулирует позицию после ознакомления с поправками.
К введению электронного уведомления надо относиться осторожно, уверен Миловидов: «Кто-то сможет найти информацию в интернете, а кто-то - нет».
Кроме экономии поправки дадут и другой эффект, рассуждает партнер АБ ЕПАМ Дмитрий Степанов: уменьшится риск оспаривания итогов собраний акционеров, компании достаточно вовремя опубликовать уведомление на сайте - сейчас каждый, кто не получил уведомления по почте, может обратиться в суд и оспорить итоги собрания. В абсолютном большинстве случаев такие иски отклоняются, голоса мелких акционеров не влияли на принятие решений, продолжает адвокат Алексей Мельников. Но окончательная практика по спорам с крупными компаниями не устоялась, риски сохраняются, замечает Степанов.
Представитель «Лукойла» Геннадий Красовский отмену рассылки материалов к собранию каждому акционеру приветствует: это позволит компании экономить несколько десятков тысяч долларов в год, а также вовлечь в деятельность компании часть «спящих» акционеров - тех, например, кто сменил почтовый адрес и не получает материалы к собранию.
Сбербанк устраивает и текущий порядок, говорит представитель банка: на рассылку ежегодно тратится 1,5-2 млн руб., это несущественные для банка расходы, но, если появится новый механизм уведомления, рассмотрим возможность перехода на него. С одной стороны, поправки позволят сэкономить значительные средства на рассылке бюллетеней, говорит представитель МРСК, с другой - нововведение будет ущемлять права акционеров, проживающих в удаленных районах страны. Представители «Газпрома», «Роснефти», ВТБ, «Русгидро» отказались от комментариев.
В нынешней редакции поправки опасны, полагает директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management (RF) Денис Спирин: если сайт - лишь дополнение к печатной версии, компании могут публиковать бюллетени в никому не известных изданиях и лучше уж оставить обязательным именно сайт.
Идея электронного уведомления правильная, говорит миноритарный акционер ВТБ и «Газпрома» Алексей Навальный, но обязательно нужен контроль за размещением информации на сайте, иначе она там может появиться, но пройти по ссылке к ней будет невозможно. Такие правила будут обсуждаться, сказал Плескачевский, а Осколков считает, что вероятность мошенничества с объявлением в интернете не выше, чем в случае с рассылкой. Нужно продумать защиту не только акционера, но и самой компании, замечает Степанов, - например, от последствий DoSS-атак: корпоративный сайт может не работать пару дней, а порядок уведомления о собрании будет нарушен.
В подготовке статьи участвовали Филипп Стеркин, Александр Тутушкин, Максим Товкайло