Защита реестра
В ближайшее время в Госдуму поступит пакет антирейдерских поправок, вводящий новые правила ведения реестра владельцев компании. Поглощение часто происходит через кражу реестра, в который просто вносятся новые акционеры, говорит автор поправок, председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. СМАРТС в течение года не могла получить доступ к своему реестру, и все это время рейдеры пытались переписать в реестре владельцев компании, а затем перепродать акции, вспоминает гендиректор сотового оператора Андрей Гирев: помешали наложенные судом аресты на акции.
Законопроект (изменения вносятся в законы об АО, об ООО и о рынке ценных бумаг) обязывает регистраторов хранить реестр всех операций с акциями и долями, а не только запись об их последнем владельце. «Это позволит узнать, кто, когда и на основании каких операций являлся акционером компании», - объясняет Плескачевский.
В один суд
Еще два года назад Госдума приняла в первом чтении подготовленный Минэкономразвития законопроект, предлагающий сосредоточить все корпоративные споры в арбитражных судах по месту нахождения атакуемой компании (сейчас рейдеры свободны в выборе суда).
Реестр операций с акциями хранится и сейчас, говорит заместитель гендиректора ОАО «Регистратор Никойл» Алексей Жинкин. Фиксировать все операции регистраторов обязывают инструкции еще Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (сейчас - ФСФР), отмечает партнер «Юстины» Владимир Плетнев. Но реестродержатель не отвечает за достоверность истории операций, добавляет Плескачевский. По поправкам пострадавший сможет по своему усмотрению потребовать компенсации убытков эмитентом или реестродержателем, говорит партнер «Нерр Штифенхофер Лутц» Илья Рачков.
Сложнее станет сменить регистратора. Сейчас договор на ведение реестра можно расторгнуть в любой момент, отмечает партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов: «Этим пользуются рейдеры, подсылая «альтернативного» гендиректора, который сразу передает реестр подконтрольному им регистратору». По поправкам же после решения компании о смене регистратора договор с прежним реестродержателем будет действовать еще 15 дней.
Правоохранительным органам будет сложнее получить информацию из реестра.
Поправки запрещают изымать сервер регистратора или депозитария, если следователя интересует информация по конкретному эмитенту. «Концептуально законопроект поддерживаем, но предстоит работа по тексту ко второму чтению», - сказал директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков.
Дмитрий Казьмин, Наталья Костенко, Алена Чечель