«Роснефти» отказали
«Роснефти» не удалось убедить Конституционный суд (КС), что право акционеров получать протоколы совета директоров противоречит Конституции. Но скрывать информацию от недобросовестных миноритариев компании могут
Дмитрий Казьмин
Нормы закона об АО (ст. 91) не ущемляют права и свободы «Роснефти», следует из определения суда от 18 января (есть у «Ведомостей»). Эта статья обязывает компанию предоставить любому акционеру ряд документов, в том числе копии протоколов заседаний совета директоров.
В жалобе в КС «Роснефть» указывала, что оспаривает не столько закон, сколько правоприменительную практику, не позволяющую обеспечить баланс интересов акционера и общества. В августе Арбитражный суд Москвы обязал «Роснефть» предоставить миноритарию Алексею Навальному протоколы совета директоров за 2009 г. Компания утверждала, что в них содержится коммерческая тайна, и обвиняла Навального в злоупотреблении правом на информацию ради «получения известности в определенных кругах». Рассмотрение дела в апелляции было приостановлено до решения КС.
Навальный доволен определением КС и рассчитывает, что спор в апелляции будет разрешен в его пользу. Вчера он выиграл в Арбитражном суде Москвы аналогичный процесс у «Транснефти», которая отказывалась предоставить ему протоколы совета директоров за 2009-2010 гг. Госкомпания сначала игнорировала запрос миноритария, а в суде не признавала его акционером.
Впрочем, КС оставил «Роснефти» пространство для маневра: право акционера на информацию не должно нарушать интересы общества по сохранению коммерческой тайны. Компания может закрыть доступ к документам, если характер и объем запрашиваемой информации свидетельствуют о злоупотреблении акционером своими правами, указал КС. Суд советует внести поправки в закон и конкретизировать «возможные возражения в зависимости от характера документов», доли акционера и иных факторов, а также установить особенности судебной процедуры по таким спорам.
Определение содержит ряд формулировок, свидетельствующих об обоснованности действий «Роснефти», говорит представитель компании, это позволяет защищать интересы компании и акционеров от тех, кто злоупотребляет правом на информацию.
Позиция КС схожа с позицией Высшего арбитражного суда (ВАС), констатирует партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов. В недавно одобренном информационном письме ВАС признал право миноритариев на получение даже договоров общества, сделав исключение для недобросовестных акционеров.
ВАС более четко разъяснил ситуацию, считает Навальный: если речь идет о коммерческой тайне — берется подписка о неразглашении, если о государственной или банковской — сведения вымарываются из документа. Навальный готов дать подписку о неразглашении, если в документах содержится коммерческая тайна: «Тогда в блоге документы разместить не получится, но я смогу использовать их при подаче заявлений правоохранителям и в суд».