2 мая 2012
Дмитрий Степанов прокомментировал для «Ведомостей» проект приказа Федеральной службы по финансовым рынкам об использовании инсайдерской информации при торговле ценными бумагами

Формула инсайда

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) будет подсчитывать доходы от использования инсайдерской информации при торговле ценными бумагами или величину убытков, которых удалось избежать с ее помощью. Проект приказа службы с формулами опубликован на ее сайте.

Суть формулы сводится к следующему: разница между суммой покупок до инсайда и продажами после инсайда и есть неправомерно полученный доход, рассказывает заместитель гендиректора «Велес капитала» Александр Иванов. Ему такой подход кажется правильным, но требующим уточнений: формула не учитывает, что участник рынка мог заработать не только используя инсайд, но и благодаря благоприятной конъюнктуре фондового рынка. А если инсайд получен от другого участника рынка, доход всей группы рекомендуется рассчитывать в равных долях от общей прибыли. Это неправильно, поскольку каждый инвестор мог совершать операции с разным количеством бумаг, подчеркивает Иванов.

Разработанная формула позволит ФСФР определять тяжесть содеянного, говорит предправления НАУФОР Алексей Тимофеев. Например, в зависимости от размера дохода относить правонарушение к административному или уголовному, объясняет он. Тем более что у ФСФР есть право привлекать к административной ответственности. «Посадки» за преступления, предусматривающие уголовную ответственность, будут с июля 2013 г., обещал в прошлом году руководитель ФСФР Дмитрий Панкин. «Общепринято такое поведение: человек узнал что-то о готовящейся сделке — и как этим не воспользоваться!» — так Панкин описывал типичное поведение инвесторов, использующих инсайд.

В разработанном ФСФР проекте нет формулы, по которой будет вычисляться штраф, его должны начислять в соответствии с административным кодексом, подчеркивает партнер адвокатского бюро ЕПАМ Дмитрий Степанов. Само по себе получение такого обогащения ни гражданским, ни административным законодательством прямо не названо подлежащим возврату, отмечает юрист «Линии права» Роман Жирнов. Он также замечает, что уголовное преследование начинается, если сумма незаконно полученного дохода — 2,5 млн руб. и более.

Представитель ФСФР пообещал более предметное обсуждение документа (если оно потребуется) после сбора замечаний от участников рынка.

Галина Камнева

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ