Свобода по праву
Подготовленный Кремлем проект изменений в Гражданский кодекс разрешает предпринимателям самим решать, как им управлять непубличными компаниями. Бизнес рад такой свободе
Дмитрий Казьмин
Государственно-правовое управление (ГПУ) администрации президента подготовило проект изменений в первую и вторую части Гражданского кодекса. Документ (копия есть у «Ведомостей») составлен из двух проектов: поправок, разработанных президентским Советом по кодификации, и предложений Минэкономразвития, выступавшего против многих инициатив президентских юристов. Именно Кремль подготовит версию поправок, которая будет внесена в Госдуму. По словам чиновника администрации президента, изменения в первые две части ГК «близки к внесению».
Проект делит акционерные общества на публичные (акции обращаются на бирже) и непубличные. Последними не могут быть компании, число акционеров в которых превышает 50. Нормы допускают менее жесткое регулирование непубличных компаний, замечает партнер юрфирмы ЕПАМ Дмитрий Степанов.
Похожий проект подготовило и Минэкономразвития — сейчас он проходит межведомственное согласование. Документ сохраняет жесткое регулирование корпоративных отношений в публичных обществах, непубличным же предоставляет практически полную свободу. Так, ЗАО в уставе смогут устанавливать разную номинальную стоимость акций, давать акционерам дополнительные права, не противоречащие закону, совет директоров сможет выполнять функции исполнительного органа, а сами директора — наделяться разным количеством голосов. В непубличных компаниях соглашение участников сможет практически подменять собой устав.
Либерализация ждет и акционерные соглашения. Редакция Гражданского кодекса, подготовленная Советом по кодификации, не позволяла совладельцам компаний свободно договариваться об управлении: объем их прав определялся только в соответствии с долями. По новой же версии поправок акционеры могут сами решить, как они будут голосовать, управлять компанией, по какой цене будут покупать и продавать акции. Но есть и ограничения: запрещено отказываться голосовать по своим акциям, соглашаться голосовать по указанию органов управления компании.
По поправкам противоречащий уставу договор не считается недействительным, стороны такого соглашения не теряют права требовать его исполнения или компенсации убытков.
Заключать соглашения об управлении компаниями по российскому праву их совладельцы могут с лета 2009 г., но сейчас в них мало смысла. В результате судебного эксперимента, который поставили совладельцы компании «Верный знак», выяснилось, что в соглашении можно лишь воспроизвести нормы устава. Суды трех инстанций признали недействительными не только договоренности, прямо запрещенные законом (например, о лишении права голоса), но и не предусмотренные уставом (например, по непропорциональному распределению прибыли).
Проект, подготовленный ГПУ, безусловно делает корпоративный договор более привлекательным по сравнению с действующими положениями законов об ООО и АО, говорит владелец 20% «Верного знака» Дмитрий Дмитриев. Появляется гибкий инструментарий для структурирования корпоративных отношений, согласна президент объединения корпоративных юристов и замдиректора правового департамента «Роснано» Александра Нестеренко.
Важно, что в проекте компании разделены на публичные и непубличные, подчеркивает директор департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития Иван Осколков: абсолютное большинство компаний в России непубличны, нужно разрешить их владельцам максимально свободно договариваться об управлении. Новая редакция Гражданского кодекса позволяет подстраивать систему управления компании под нужды конкретного инвестиционного проекта, заключает Нестеренко.