Закон на заказ
Законотворческие функции ведомств следует передать юрфирмам, заявил зампред ЦБ Сергей Швецов. Юристы готовы писать законопроекты без финансирования государства, если клиент в них заинтересован
Маргарита Лютова, Филипп Стеркин, Екатерина Кравченко
Перераспределение полномочий между Минфином и ФСФР может привести к «законотворческому коллапсу», заявил Швецов (цитаты по «Интерфаксу»). По его словам, Минфин не продемонстрировал «эффективного движения» в законотворчестве, пример — законопроект по металлическим счетам (см. врез), затягивание с разработкой которого тормозит развитие рынка. Законотворческие функции ведомств следует передать юрфирмам, считает Швецов: пусть ведомства готовят техзадания, а акты будут писать специализированные организации, выбираемые на конкурсе.
Представитель Минфина говорит, что замминистра финансов Алексей Саватюгин в тот же день направил председателю ЦБ Сергею Игнатьеву письмо с просьбой разъяснить, высказывал ли Швецов свою личную точку зрения или это официальная позиция Банка России. Никогда раньше представители ЦБ публично или в официальной переписке не высказывали подобных претензий, поэтому слова Швецова вызвали некоторое недоумение, резюмирует он.
Как правило, проекты неформально и так отдают написать юристу, рассказывает чиновник федерального министерства: либо он делает эту работу бесплатно, либо ее финансирует компания, заинтересованная в решении законодательной проблемы. Еще один вариант — финансирование проекта международной организацией, добавляет он. На конкурсе нет гарантии, что выиграет специалист высокой квалификации, а не предложивший низкую цену или быстрые сроки исполнения в ущерб качеству, опасается чиновник.
Деньги, предлагаемые государством, настолько небольшие, что проще выполнить ее бесплатно, ради имиджа, говорит эксперт, участвующий в разработке проектов для министерств. А вклад юристов к законопроект невелик, считает он: сформулировать проблему и суть законопроекта может только специалист, юрист же переводит эту задачу на язык терминов. Написать проект — только половина работы, рассказывает партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов: на 20% его успех зависит от четкости задачи, на 30% — от усилий ведомства по его продвижению.
Сейчас Hogan Lovells редко участвует в конкурсах по подготовке законопроектов, чаще — при их экспертном обсуждении, говорит управляющий партнер фирмы Оксана Балаян. Но такая работа была бы интересна, если проект нужен клиенту, продолжает она: вашингтонский офис Hogan Lovells активно занимается нормотворчеством и лоббированием. Сейчас участие юрфирм, как правило, носит экспертный характер, подтверждает управляющий партнер «Линии права» Дмитрий Глазунов.
Система госзаказа в НИОКР уже частично функционирует, рассказывает начальник управления ФАС Михаил Евраев: досконально прописать критерии для законотворчества невозможно, но большой вес критерия квалификации подрядчика позволяет избежать ситуаций, когда в конкурсе выигрывает фирма, просто предложившая низкую цену. В любом случае главная роль в написании законов должна быть у ведомств, говорит Евраев: если оно не справляется, это повод обратить внимание на его внутренние проблемы, а не искать юрфирмы.