Рискованные лица
Правительство предложит новую организационно-правовую форму юридического лица — для высокорискованных инвестиционных проектов. Инноваторы довольны
Евгения Письменная, Дмитрий Казьмин, Максим Товкайло
Поручение Минэкономразвития дал первый зампред правительства Игорь Шувалов, помимо нового вида юрлица он предложил создать и новый вид договора, необходимый для венчурных инвестиций, но без привязки к инновационной деятельности. Об этом написано в протоколе совещания Шувалова по корректировке Гражданского кодекса (есть у «Ведомостей»).
Новой экономике нужны новые корпоративные и договорные конструкции, объяснил чиновник аппарата правительства. Исходя из потребностей инновационной экономики и инвестиционного рынка проект Гражданского кодекса должен обеспечивать удобные инструменты для венчурных стартапов и объединения капиталов венчурных инвесторов, говорится в материалах Минэкономразвития (есть у «Ведомостей»). К 1 июня Минэкономразвития представит соответствующие законопроекты, обещает директор департамента министерства Иван Осколков.
Президентский совет по кодификации, который готовил поправки в Гражданский кодекс, предлагал определить особенности правового положения некоторых видов инновационных юридических лиц и ввести договор инвестиционного товарищества с ограничением сферы использования. Такая конструкция не получится, считает Осколков: критерии инновационности, на которые ссылается кодекс, невозможно сформулировать. На совещании у Шувалова принято решение идти другим путем: создавать новую организационно-правовую форму и вид договора. Необходимо обеспечить возможность ограничения выхода участников из партнерства и из договора инвестиционного товарищества, ограничить ответственность управляющей компании по обязательствам товарищества, сказано в материалах Минэкономразвития.
«Мы рады, что правительство готово к либерализации Гражданского кодекса», — говорит президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко: нужно преобразовать форму простого товарищества в инвестиционное, которое работает на базе договора. Инвестиционное товарищество дает свободу договоренности, уверена Нестеренко, за рубежом это Limited Partnership (LP).
Минэкономразвития предлагает ввести абсолютно новый вид юридического лица — хозяйственное партнерство, сообщил чиновник аппарата правительства, за рубежом это Limited Liability Company (LLC). Хозяйственное партнерство востребовано малыми компаниями, которые управляются по соглашению сторон, объясняет Нестеренко.
Обе формы — инвестиционное товарищество и хозяйственное партнерство — нужны венчурному бизнесу, это согласованная позиция «Роснано», РВК и Российской ассоциации венчурного финансирования, говорит гендиректор РВК Игорь Агамирзян.
Близкий эквивалент LP в российском законодательстве — коммандитное товарищество, а LLC — ООО, говорит партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов: «Нужно усовершенствовать существующие формы, например сделать более гибкой форму ООО».
В российском законодательстве не хватает не только организационно-правовой формы, но и такого института, как опцион, информирует основатель ABBYY Давид Ян: он позволяет венчурной компании привлекать высококвалифицированных специалистов, предоставляя им право на акции за символические деньги. В России же инноваторы вынуждены выдумывать сложные способы компенсации менеджменту.