Продать без денег
За влияние на иностранных рынках правительство готово менять акции госкомпаний на акции зарубежных партнеров. Обмен может начаться с «Роснефти» и РЖД
Евгения Письменная
Минэкономразвития опубликовало информацию о продаже акций 10 крупных российских компаний (см. таблицу). Для двух компаний - «Роснефти» и РЖД - предполагается нетрадиционный способ приватизации: не продажа акций на рынке, а обмен активами с инвесторами. «Роснефть» до 2015 г. может обменять 10% минус 1 акция при условии капитализации общества, а РЖД - с 2013 г. до 25% минус 1 акция.
Это выдержки из одобренной правительством еще 17 ноября программы приватизации, в которую включено более 850 акционерных обществ, объясняет чиновник аппарата правительства, а планы приватизации крупных компаний утверждались отдельным списком - и не до 2013 г., как остальные, а до 2015 г.
Обмен активами - новый способ приватизации, прежде он не использовался, говорит чиновник аппарата правительства, такая возможность появилась только в мае, когда были приняты поправки в закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». В этом законе появился подпункт 15, который дозволяет приватизацию федерального имущества по решению правительства. «Под этот пункт можно провести любую сделку и в любой форме», - считает он.
В Минэкономразвития законодательство о приватизации называют гибким.
Процедура приватизации упрощена с прошлого года - она может быть определена распоряжением правительства, в том числе путем обмена активами, говорит партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов. Трудности могут возникнуть при структурировании сделки, замечает он: может потребоваться выставление обязательной оферты о выкупе акций, согласование с антимонопольным органом, получение доступа в стратегические отрасли, если в иностранном государстве существует такая процедура.
Обмен акциями - тоже приватизация, объясняет другой чиновник аппарата правительства: «Просто часть акций не будет выбрасываться на открытый рынок, а будет обмениваться на акции других компаний, прежде всего иностранных». Можно убить двух зайцев сразу - уменьшить долю госучастия в компании и привлечь стратегического инвестора, радуется он. Обкатывали эту схему на акциях «Газпрома» - их пытались обменять на акции европейских газораспределительных сетей, вспоминает чиновник: «Попытка была неудачной».
Схему обмена акций применят к РЖД и «Роснефти», потому что у них есть стратегические планы альянсов с иностранцами или вхождения в инфраструктуру сопредельных территорий, комментирует чиновник аппарата правительства, конкретных переговоров не было: «Резервируется возможность обмена».
Правительство именно применительно к этим двум компаниям заинтересовано не в рыночной продаже, а в привлечении инвесторов, в том числе зарубежных, через обмен активов, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков: «Данная схема не принимается под конкретные договоренности или проекты, важен принцип».
Обмен акциями может быть между РЖД и крупными иностранными компаниями той же отрасли, полагает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова: для обмена опытом, технологиями, сотрудничества. Несколько лет назад РЖД выражала желание участвовать в приватизации Deutsche Bahn, но Германия передумала продавать железнодорожную компанию. Если Германия опять объявит продажу Deutsche Bahn, почему бы РЖД не поменяться с нею акциями, говорит Сахнова.
Президент РЖД Владимир Якунин против обмена: пакет РЖД, назначенный к приватизации, должен быть именно продан (цитата по «Интерфаксу»).
«Роснефти» нужно будет много ресурсов для освоения арктического шельфа, обмен акциями может быть использован именно там, допускает чиновник аппарата правительства. По расчетам чиновников, к 2040 г. на шельфе будет добываться 110-120 млн т нефти и 240-270 млрд куб. м газа, вложить нужно 9,3 трлн руб. Российским госкомпаниям самим такие инвестиции не поднять, говорит сотрудник Минприроды, они уже присматривают зарубежных партнеров для разработки шельфа. «Роснефть» еще в 2006 г. подписала меморандум с британской ВР. В октябре российский госхолдинг купил у венесуэльской PDVSA 50% в компании Ruhr Oel GmbH, владеющей долями в пяти немецких НПЗ. Преимущественное право выкупа было у ВР, но она им не воспользовалась. В обмен британский холдинг получит право совместно с «Роснефтью» разрабатывать арктический шельф, рассказывали «Ведомостям» люди, близкие к обеим компаниям. Не обязательно это шельф, говорит сотрудник «Роснефти», меняться можно и на зарубежные активы.
Представитель «Роснефти» отказался от комментариев.
Обмен акциями даст российскому правительству ликвидный инструмент, который можно выгодно продать, но вряд ли доступ к управлению, заключает Степанов.
В подготовке статьи участвовали Оксана Гавшина, Максим Товкайло, Анастасия Дагаева, Филипп Стеркин, Игорь Цуканов