25 апреля 2012
Дмитрий Степанов прокомментировал для «Ведомостей» намерение российских властей вернуть норму о раскрытии офшорными компаниями информации о своих бенефициарах в ГК

Вернуть открытость

Российские власти все же могут обязать офшорные фирмы раскрывать Федеральной налоговой службе своих бенефициаров. Вернуть такую норму в проект новой редакции Гражданского кодекса хотят депутаты Госдумы

Филипп Стеркин

Первое чтение проекта поправок в Гражданский кодекс назначено на 27 апреля, сообщил председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. В начале недели документ был одобрен этим профильным комитетом.

При обсуждении проекта одним из наиболее спорных вопросов было раскрытие офшорными компаниями информации о своих бенефициарах. С такой идеей выступали члены президентского совета по кодификации.

Обсуждались два вида санкций за нарушение требования, рассказывал член совета Сергей Сарбаш. Сама фирма по заключенным ею сделкам могла быть признана недобросовестным приобретателем, а действующие от ее имени лица несли бы по ее обязательствам солидарную ответственность.

Против санкций выступили рабочая группа по созданию международного финансового центра (МФЦ) и Минэкономразвития. Раскрытие информации и санкции можно предусмотреть в других законах, но не в Гражданском кодексе, говорит член рабочей группы по МФЦ, партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов. Эту меру нужно вводить через другие механизмы, например через передачу сведений регуляторам, добавляет он.

С ним согласна президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко. В проекте, поступившем в Госдуму в начале апреля, этой нормы не оказалось.

Комитет рекомендовал принять документ, говорится в его заключении. Но ко второму чтению вокруг поправок к проекту может развернуться серьезная борьба. В заключении комитета предлагается вернуть норму о депонировании офшорами данных о бенефициарах. Исключена она была необоснованно, пишут депутаты, это «не соответствует как мировым тенденциям развития законодательства в этой области, так и потребностям развития отечественной экономики».

Заключение депутатов почти дословно повторяет письмо Ассоциации юристов России (ее председатель — Крашенинников, сопредседатели — председатель Счетной палаты Сергей Степашин и председатель совета по кодификации Вениамин Яковлев), направленное председателю Госдумы Сергею Нарышкину.

Ужесточить борьбу с офшорами неоднократно требовал премьер Владимир Путин. Например, 5 марта он поручил подготовить поправки, позволяющие обложить налогом прибыли иностранных структур, контролируемых из России. Такие поправки подготовила ФНС: они запрещают уменьшать прибыль почти на любые выплаты в адрес офшорных компаний, если только российская компания не докажет, что не является их бенефициаром. Если она признается, налог будет уменьшен с 20 до 9%.

Механизм необходим, говорит сотрудник ФНС, будет проще понять отношения компаний. Обойти норму можно будет через цепочку собственников из юрисдикций, не раскрывающих информацию, спокоен сотрудник крупного сырьевого холдинга. Если будет раскрыт бенефициар только первого уровня, а не вся цепочка собственников, то такая информация мало поможет в борьбе с уходом от налогов, согласен налоговик. В большей степени поправки коснутся компаний с Кипра, пока эта страна не будет исключена из черного списка Минфина, фирмы же из классических офшоров редко заключают сделки в России напрямую, говорит Анна Воронкова из KPMG. Механизм, если и появится, должен касаться не всех фирм, а лишь заключающих в России крупные сделки, считает Нестеренко.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ