Подготовка нового Гражданского кодекса вызвала волну чиновничьего лоббизма
Предложение наделить госкорпорации особенным юридическим статусом в новом Гражданском кодексе (ГК), отклоненное депутатами, может быть реанимировано. Как стало известно РБК daily, президент Владимир Путин дал указание правительству доработать этот вопрос для его закрепления в кодексе. Одновременно из нового ГК могут исчезнуть нормы об аффилированности и запрете голосования квазиказначейскими акциями.
«Сестер», «дочек» и «внучек» лишат «мам»
Второе чтение проекта нового ГК, ожидаемое в Госдуме в сентябре, заставило лоббистов всех мастей подключиться к законотворческой работе («рабочие» таблицы отклоненных и принятых в Госдуме ко второму чтению поправок есть у РБК daily). Так, из текста ГК, прошедшего первое чтение, могут быть изъяты все нормы об аффилированности и контроле над юридическим лицом, а также об ответственности лиц, контролирующих юридическое лицо. В частности, в законопроекте есть положение, предоставляющее суду право широкого усмотрения в определении аффилированности даже в случае, если он придет к выводу хотя бы о косвенной взаимозависимости.
Получить комментарии в профильном комитете Госдумы в пятницу вечером и выходные не удалось. Однако еще в мае глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников пояснял РБК daily, что «аффилированность — это категория антимонопольного законодательства». «Поэтому я сомневаюсь, надо ли такую категорию вводить в ГК», — сказал тогда депутат-единоросс.
Вопросы связанности компаний регулируются также и налоговым законодательством, обращает внимание управляющий директор по корпоративным отношениям и правовому обеспечению РСПП Александр Варварин. «В проекте ГК эти нормы были недостаточно проработаны, они никак не сочетались со схожими нормами из других отраслей права. Их наличие создает чрезмерную угрозу оспаривания сделок, что может нарушить стабильность гражданского оборота и предсказуемость для бизнеса последствий заключения им своих сделок», — объясняет он.
Без этих норм не будут работать ни механизмы ответственности, ни прочие важнейшие институты корпоративного права, которые используют понятия аффилированности, критичен представитель рабочей группы по созданию МФЦ Денис Спирин. «Предложения по исключению таких норм представляются неаргументированными. Это ключевые предложения рабгруппы МФЦ, и мы намерены настаивать на их сохранении в тексте законопроекта. Эти новеллы, разработанные при широкой экспертной поддержке совместно с коллегами из Совета по кодификации, Высшего арбитражного суда и Минэкономразвития, предлагают полноценное регулирование взамен существующих неэффективных пробельных норм», — замечает г-н Спирин.
Голосуйте за чужой счет
Также из текста ГК ко второму чтению может быть изъята норма о запрете голосования квазиказначейскими акциями. По мнению рабочей группы по созданию МФЦ, норма направлена на предотвращение злоупотреблений, связанных с получением менеджментом компании или ее мажоритарием права голосовать акциями, приобретенными за счет всех акционеров.
По словам г-на Варварина, эту идею продвигают миноритарии, считающие, что голосование такими акциями искажает систему управления компанией. «Практика, когда на общем собрании акционеров менеджмент голосует через акции дочерних компаний, — общераспространенное явление. Слишком много компаний осуществляют перекрестное владение акциями. Поэтому решать проблему с лету нельзя. Надо сначала на законодательном уровне стимулировать сокращение такой практики и только потом вводить запрет на голосование по таким бумагам в ГК», — подчеркивает эксперт.
Для такой нормы предусмотрена отсрочка в два года для ее вступления в силу, парирует г-н Спирин. «Отсутствие запрета голосования квазиказначейских акций — явный пробел нашего законодательства, допускающий откровенные злоупотребления. Его устранение будет соответствовать общераспространенной мировой практике и принципам корпоративного управления ОЭСР», — уверен он.
С помощью запрета голосовать такими акциями рабгруппа по созданию МФЦ пытается не допустить, чтобы передача казначейских акций «дочкам» меняла суть корпоративных отношений. «Сейчас существует возможность голосовать ими, поскольку реальный контроль за такими акциями все же остается за материнской компанией. С точки зрения логики регулирования запрет на голосование такими бумагами правилен, но тут важно не зайти далеко. С точки зрения техники управления пакетами акций все усложняется», — комментирует глава корпоративной практики «ФБК-Право» Александр Ермоленко.
Совет по кодификации гражданского законодательства при президенте рассмотрит вопросы изъятия норм об аффилированности и запрете голосования квазиказначейскими акциями из проекта ГК в конце августа и в сентябре. «Эту тематику сейчас сложно комментировать, так как все члены Совета по кодификации находятся в отпуске», — рассказал РБК daily источник, близкий к совету. В ВАС отказались предоставлять комментарий.
ГК для госкорпораций
Кроме того, в начале июля профильный комитет Госдумы отклонил предложение депутатов Гутенева и Гаврилова о внесении изменения в проект нового ГК. Согласно ему некоммерческие унитарные организации можно было бы наделить статусом публично-правовых компаний. Однако, как стало известно РБК daily, 17 июля президент Путин дал поручение правительству «обеспечить включение публично-правовой компании в перечень организационно-правовых форм юридических лиц» в рамках совершенствования ГК (перечень поручений имеется в распоряжении РБК daily).
Для решения проблемы определения правового статуса таких компаний мало принимать отдельные федеральные законы о создании тех или иных госкорпораций, считает партнер АБ ЕПАМ Дмитрий Степанов. «Нужна общая понятная всем модель, урегулированная и кодифицированная в едином законодательном акте. Прежние попытки не вводить общее регулирование для всех таких компаний на уровне ГК оказались недальновидными», — говорит юрист.
Такие корпорации смогут законодательно получить государственные полномочия для осуществления социальных или управленческих функций. При этом государство не отвечало бы по обязательствам таких компаний, так же как и последние не отвечали бы по обязательствам государства. Имущество таких компаний формировалось бы за счет государства. «Необходимо учесть опыт строительства таких компаний в США и других развитых экономик для того, чтобы сформировать правовое поле для их функционирования в России», — поясняет источник, близкий к разработке инициативы.
Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов усматривает в лоббистских процессах вокруг нового ГК «признаки политической коррупции». «Мы видим защиту «классовых» интересов чиновников, которые в той или иной степени участвуют в бизнесе. Чиновники — класс, а административный ресурс — средство производства. Вопросы аффилированности напрямую связаны с коррупцией. Если нормы об этом будут размыты или изъяты, это позволит чиновникам и олигархическим структурам продолжать заниматься бизнесом так, как они сейчас им занимаются», — опасается эксперт.
Ярослав Николаев