Не пустить в совет
Обновленная редакция Гражданского кодекса может запретить топ-менеджерам избираться в советы директоров своих компаний. У бизнеса появится дополнительная причина для ухода в офшоры, предупреждают юристы.
Максим Товкайло
Проект новой редакции Гражданского кодекса рабочая группа под руководством министра юстиции Александра Коновалова направила президенту. По поручению Дмитрия Медведева документ готовился с 2008 г.
В проекте предлагается запретить топ-менеджерам, в том числе президентам и генеральным директорам, избираться в советы директоров своих компаний. Сейчас корпоративное законодательство разрешает формировать совет директоров на четверть из топ-менеджеров, при этом президенты и гендиректора могут избираться вне квоты, рассказывает партнер «Нерр» Илья Рачков: «Обычно кто-то из топ-менеджеров, прежде всего президент или гендиректор, входит в совет». Например, в совете директоров «Газпрома» - председатель правления Алексей Миллер, его замы Александр Ананенков и Михаил Середа, президенты ВТБ и Сбербанка Андрей Костин и Герман Греф - члены наблюдательных советов, в совет директоров UC Rusal входит предправления компании Олег Дерипаска, АФК «Системы» - ее президент Михаил Шамолин. Противоположных примеров среди крупных публичных компаний «Ведомостям» удалось найти гораздо меньше - так, топ-менеджеров нет в советах директоров НЛМК и Х5.
Запрет ударит по интересам менеджмента, отмечает партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов. Через советы директоров (или наблюдательные советы) акционеры контролируют исполнительные органы, поэтому менеджеры не должны участвовать в деятельности советов, говорится в пояснительной записке.
Изменения не вызвали споров у участников рабочей группы, рассказывают директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков и член группы по созданию Международного финансового центра Денис Спирин. Всеми поддерживается принцип разделения собственности и управления, отмечает Осколков. Менеджеров можно приглашать на заседания советов, просить у них необходимые материалы, тогда эффективность советов не снизится, зато освободятся места для независимых директоров, предлагает Спирин. Если у гендиректора и президента нет права вето по некоторым вопросам, то его участие в совете директоров скорее плюс, чем минус, считает Рачков: «Повышается ответственность руководителя компании».
Президент компании погружен во все детали, несет ответственность за деятельность компании и должен иметь право голоса, не согласен сотрудник компании ТЭКа. Миноритарии от этой нормы не выиграют, освободившееся место, как и раньше, будет занимать представитель мажоритария, уверен его коллега из другой крупной компании. В НЛМК исторически сложилось, что в совете директоров и правлении сидят разные люди и управлению компанией это не мешает, отмечает представитель НЛМК Антон Базулев, «при этом правление обсуждает вопросы до их рассмотрения советом».
В разных странах к этому вопросу подходят по-разному, отмечает Рачков: например, англосаксонская правовая система не запрещает топ-менеджерам быть членами советов директоров, а в Германии, напротив, четкое разделение. Мировая тенденция последних лет - не ограничивать акционера, а давать ему право самому решать, кого выбирать в совет директоров, знает Степанов.
Разработчики кодекса предлагают ввести запрет уже с 1 сентября 2012 г., тогда компаниям придется провести внеочередные собрания акционеров для переизбрания советов. Вряд ли новый кодекс будет одобрен так быстро, к тому же будут переходные положения, так что опасения преувеличены, считает Степанов. Обсуждение проекта только началось и пока никаких решений не принято, говорил «Ведомостям» помощник президента Аркадий Дворкович.
Многие компании, работающие в России, зарегистрированы за рубежом, например UC Rusal - на о. Джерси, отмечает Рачков, их новые требования не коснутся. Для кого-то запрет станет дополнительной, хотя и не главной, причиной для перерегистрации в офшоре, предупреждает партнер Goltsblat BLP Антон Ситников.