Менеджер всегда виноват
ФСФР предлагает наказывать руководство компаний за неразумные или недобросовестные действия
Случаи взыскания с топ-менеджеров убытков, причиненных компании или акционерам, единичны, говорит партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов: возможность предусмотрена законом об АО, но ни условия, ни порядок расчета не конкретизированы.
ФСФР опубликовала на сайте законопроект, который поможет решить как минимум одну из проблем: что считать причинением убытков. Служба предлагает считать руководство виновным при неразумных и (или) недобросовестных действиях. Неразумные - без учета имеющейся у менеджера информации или если он не пытался ее получить. У недобросовестных четыре признака - от личного интереса при голосовании до действий не в интересах общества, о которых он не мог не знать.
Вводится презумпция вины топ-менеджера: ему придется в суде доказать, что он действовал разумно и добросовестно. Подать иск по поправкам ФСФР смогут владельцы минимум 1% голосующих акций. Расширяет ФСФР и перечень случаев (с 1 до 6), когда акционеры могут привлечь менеджера к субсидиарной ответственности. Среди них нарушения при выплате дивидендов, погашении облигаций или определении цены выкупа акций. Члены совета директоров, не голосовавшие за спорное решение, от ответственности освобождаются, остальные несут ее солидарно.
«Идея законопроекта на межведомственном уровне согласована, будем дорабатывать текст», - говорит руководитель ФСФР Владимир Миловидов. Поправки об ответственности руководителей банков при банкротстве вступили в силу в июне.
Минэкономразвития поддерживает идею ответственности директоров, говорит замдиректора департамента министерства Дмитрий Скрипичников, но текст нужно доработать. Что считать неразумным и недобросовестным, должна сформулировать судебная практика, кроме того, в проекте не прописано, как считать убытки. Нужно разрешить подавать иски и владельцам крупных по стоимости пакетов, пусть и меньше 1%, полагает Степанов.
Нельзя вводить слишком широкую трактовку неразумных и недобросовестных действий топ-менеджмента, это позволит акционерам злоупотреблять правами, считает основной акционер сети «Магнит» Сергей Галицкий.
Широта формулировок позволяет учесть многие обстоятельства, не согласен Миловидов, дальше они будут конкретизироваться судебной практикой.
Станет ли норма инструментом миноритарного шантажа, будет зависеть от судебной практики, согласен управляющий директор «Тройки диалог» Андрей Шаронов.
Дмитрий Казьмин, Филипп Стеркин