10 декабря 2015
О юридической практике в сфере государствен­но-частного партнерства в Санкт-Петербурге | комментарии Ивана Смирнова, «Деловой Петербург»

Частное и властное

Переработка законодательства о ГЧП вскоре может нарастить юридическую практику в этой сфере.

В этом году серьезно переработано законодательство о государствен­но-частном партнерстве (ГЧП). На юридической практике изме­нения пока сказались несущественно, но в ближайшие годы можно ожидать по­движек в этой сфере. В том числе и по­тому, что законы направлены в целом на увеличение количества проектов ГЧП.

Два изменения за один год

В мае 2015 года вступили в силу измене­ния в закон о концессионных соглашени­ях. В нем появилось понятие «частная инициатива». «Инвесторы получили воз­можность взаимодействовать с публич­ными субъектами до проведения торгов и даже заключить концессионное согла­шение без конкурса, если иных интере­сантов не нашлось», — поясняет Иван Смирнов, управляющий партнер ЕПАМ.

В Maxima Legal отмечают, что положение о частной инициативе отражено огра­ниченно: партнер не получает ни льгот в конкурсе, ни возмещения расходов на подготовку предложения в случае про­игрыша. Ситуация не исправляется и в за­коне о ГЧП, который приняли в июле.

Хоть большинство юристов признают, что закон о ГЧП в целом проработан не­плохо, нынешняя редакция документа вызвала много критики со стороны и биз­неса, и органов власти. «Работоспособ­ность закона вызывает опасения с учетом существенного ограничения субъектно­го состава в отношении частного партне­ра. Возможность реализовать проект ГЧП оказалась недоступной для иностранных организаций, госбанков, госкорпораций и иных лиц с превалирующим участием государства», — перечис­ляет Иван Смирнов.

Именно такие компании были раньше основны­ми участниками проектов ГЧП, что, по мнению неко­торых экспертов, превра­щало это понятие в фик­цию (см. колонку Егора Носкова слева).

У участников рынка есть вопросы и к тому, как но­вый закон будет работать в отношении существую­щих проектов, например при внесении изменений в соглашения о ГЧП, за­ключенных по ранее дейст­вовавшим региональным законам. В Петербурге та­кой был принят первым в стране — в 2006 году.

Осторожный интерес

Несмотря на недоработки, в юрфирмах отмечают ин­терес к проектам ГЧП или хотя бы к разъяснениям законодательства о них.

В этом году предприни­матели стараются всеми силами снизить издержки, в том числе и за счет отка­за от внешних консультан­тов, говорит партнер юри­дической фирмы Borenius Майя Петрова. Но при ра­боте с госорганами, а осо­бенно при спорах с ними, компании предпочитают привлекать юрфирмы. «Инфраструктурные проекты и проекты в сфере энерге­тики продолжают разви­ваться, на них выделяется финансирование, в них по- прежнему привлекаются внешние консультанты», — добавляет Майя Петрова.

Интерес отмечают и в Maxima Legal: «Значи­тельный для нас тренд — повышение числа инфра­структурных проектов в портфеле, начиная от строительства дорог и заканчивая проектами в сфере энергетики и водо­снабжения».

«В связи с принятием за­кона о ГЧП/МЧП и в осо­бенности в связи с введе­нием принципа частной инициативы мы видим яв­ное увеличение интереса бизнес-сообщества к реали­зации инфраструктурных проектов», — замечает Ка­рина Чичканова, руководи­тель российской практики в области инфраструктуры и ГЧП в компании Dentons. Она добавляет, что отноше­ние к подобным проектам по-прежнему крайне осто­рожное, часто клиенты об­ращаются по общим вопро­сам разъяснения положе­ний нового закона и его недостатков.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ