Частное и властное
Переработка законодательства о ГЧП вскоре может нарастить юридическую практику в этой сфере.
В этом году серьезно переработано законодательство о государственно-частном партнерстве (ГЧП). На юридической практике изменения пока сказались несущественно, но в ближайшие годы можно ожидать подвижек в этой сфере. В том числе и потому, что законы направлены в целом на увеличение количества проектов ГЧП.
Два изменения за один год
В мае 2015 года вступили в силу изменения в закон о концессионных соглашениях. В нем появилось понятие «частная инициатива». «Инвесторы получили возможность взаимодействовать с публичными субъектами до проведения торгов и даже заключить концессионное соглашение без конкурса, если иных интересантов не нашлось», — поясняет Иван Смирнов, управляющий партнер ЕПАМ.
В Maxima Legal отмечают, что положение о частной инициативе отражено ограниченно: партнер не получает ни льгот в конкурсе, ни возмещения расходов на подготовку предложения в случае проигрыша. Ситуация не исправляется и в законе о ГЧП, который приняли в июле.
Хоть большинство юристов признают, что закон о ГЧП в целом проработан неплохо, нынешняя редакция документа вызвала много критики со стороны и бизнеса, и органов власти. «Работоспособность закона вызывает опасения с учетом существенного ограничения субъектного состава в отношении частного партнера. Возможность реализовать проект ГЧП оказалась недоступной для иностранных организаций, госбанков, госкорпораций и иных лиц с превалирующим участием государства», — перечисляет Иван Смирнов.
Именно такие компании были раньше основными участниками проектов ГЧП, что, по мнению некоторых экспертов, превращало это понятие в фикцию (см. колонку Егора Носкова слева).
У участников рынка есть вопросы и к тому, как новый закон будет работать в отношении существующих проектов, например при внесении изменений в соглашения о ГЧП, заключенных по ранее действовавшим региональным законам. В Петербурге такой был принят первым в стране — в 2006 году.
Осторожный интерес
Несмотря на недоработки, в юрфирмах отмечают интерес к проектам ГЧП или хотя бы к разъяснениям законодательства о них.
В этом году предприниматели стараются всеми силами снизить издержки, в том числе и за счет отказа от внешних консультантов, говорит партнер юридической фирмы Borenius Майя Петрова. Но при работе с госорганами, а особенно при спорах с ними, компании предпочитают привлекать юрфирмы. «Инфраструктурные проекты и проекты в сфере энергетики продолжают развиваться, на них выделяется финансирование, в них по- прежнему привлекаются внешние консультанты», — добавляет Майя Петрова.
Интерес отмечают и в Maxima Legal: «Значительный для нас тренд — повышение числа инфраструктурных проектов в портфеле, начиная от строительства дорог и заканчивая проектами в сфере энергетики и водоснабжения».
«В связи с принятием закона о ГЧП/МЧП и в особенности в связи с введением принципа частной инициативы мы видим явное увеличение интереса бизнес-сообщества к реализации инфраструктурных проектов», — замечает Карина Чичканова, руководитель российской практики в области инфраструктуры и ГЧП в компании Dentons. Она добавляет, что отношение к подобным проектам по-прежнему крайне осторожное, часто клиенты обращаются по общим вопросам разъяснения положений нового закона и его недостатков.