Минфин рекомендует ограничить аппетит
Анонсировано новое ужесточение режима поглощения АО
Минфин опубликовал проект изменений в ряд законов, касающийся приобретений крупных пакетов акций открытых акционерных обществ (ОАО). Предлагаемые поправки распространяют на непубличные компании обязательный предварительный контроль при поглощении АО. Кроме того, вводится понятие "связанных лиц", которое включает в себя в том числе аффилированных лиц, контролируемых и подконтрольных, а круг акционеров, которым должно быть сделано предложение о выкупе акций при поглощении АО, предлагается расширить за счет владельцев привилегированных акций.
Вчера Минфин представил проект изменений в закон "Об АО" и другие законы, касающийся приобретения крупных пакетов акций. По закону лицо, купившее более 30% общего количества акций компании (с учетом принадлежащих ему и его аффилированным лицам), обязано направить владельцам остальных акций предложение об их выкупе. Как отмечается в пояснительной записке, при применении правил поглощения закон рассматривает покупающее акции лицо и его аффилированных лиц как единое целое, но существующее определение аффилированности (в законе РСФСР "О конкуренции"; единого определения аффилированности в законодательстве РФ нет), по мнению Минфина, устарело, новое пока не сформулировано.
В поправках предлагается ввести новое понятие -- "связанные лица", к которым будут относиться аффилированные лица, контролирующие и подконтрольные лица, а также стороны акционерного соглашения, соглашения об осуществлении прав участников ООО, договоров простого товарищества и иных соглашений, направленных на установление контроля над компанией. Для физлиц связанными с ними будут считаться супруги, родители, дети, братья и сестры, усыновители и усыновленные. Согласно изменениям, теперь для применения правил о выкупе акций будет учитываться и их доля в АО.
"Для акционеров не имеет значения, в скольких карманах лежат эти акции, важно, что они у нескольких взаимосвязанных лиц. Как только такая группа лиц начинает действовать системно и организованно, другие акционеры должны иметь право на выкуп акций по рыночной стоимости",-- рассуждает партнер юридической фирмы ЮСТ Александр Боломатов. По мнению юриста корпоративной практики адвокатского бюро ЕПАМ Дарьи Ильиной, идея включения в число лиц, обязанных направлять предложение о выкупе, контролирующих и подконтрольных лиц оправданна, однако само исполнение этой идеи в виде нового термина она оценивает как "нерациональное".
Предлагается также расширить круг акционеров, которые могут претендовать на выкуп своих акций в АО при поглощении. Сейчас подобные предложения должны направляться только владельцам голосующих акций, поправки же предусматривают выкуп и неголосующих (чаще всего это привилегированные акции). Дарья Ильина поддерживает предложение: "Например, инвестор вкладывал деньги в привилегированные акции, зная, что мажоритарным акционером является определенное лицо, а в случае смены контроля участие в обществе может стать неинтересным". Для выкупающего акции лица расширение списка акционеров -- рост затрат, отмечает Александр Боломатов.
Кроме того, предлагается установить единый механизм государственного контроля за любой процедурой поглощения. На данный момент предварительное уведомление службы ЦБ по финрынкам обязательно лишь при выкупе акций публичных АО. Поправки вводят такую процедуру и для неторгующихся акций (для них сейчас последующее уведомление). "Это может затруднить поглощение компаний, акции которых не торгуются на бирже. С другой стороны, если акционер видит, что закон нарушается, он и сейчас не лишен права пожаловаться в ЦБ, чтобы тот выдал предписание об устранении нарушений, или обратиться в суд",-- отмечает Дарья Ильина. Также существует риск, что служба будет перегружена предложениями -- они в течение 15 дней должны проверить их и среагировать, предполагает юрист.
Кроме этого, проект Минфина содержит ряд других положений, в том числе в банковском секторе, в целом усложняющий процесс поглощения и увеличивающий гарантии миноритариям при сделках M&A. Перспективы принятия довольно обширного проекта в правительстве пока неизвестны, позиции Минфина в подобных вопросах в 2002-2012 годах часто расходились.
Евгения Крючкова