В прошлом году прошла презентация программы «Большой цифровой кот». По заверениям разработчиков, с помощью этой программы сотрудники ФАС России могут, не выходя из своих кабинетов, за счет анализа больших данных с торговых площадок без проверок выявлять признаки картелей и возбуждать дела. Прижилась ли эта программа на практике?
Рассказывают:
- Денис Гаврилов, советник практики антимонопольного права Адвокатского бюро ЕПАМ
- Андрей Тенишев, начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России
СПРАВКА
Программное обеспечение «Большой цифровой кот» позволяет в автоматическом режиме по закрытым каналам связи получать данные, анализировать их на предмет соответствия заданным параметрам, а затем на основе анализа данных выявлять картели и формировать доказательную базу.
Действительно ли антимонопольный орган может без проверки, исключительно на основании анализа Big Data вынести обвинительное решение, которое устоит в судах?
ФАС контролирует госзакупки в цифровом формате
Андрей Тенишев отметил, что случаев использования программы «Большой цифровой кот» для выявления картелей на практике уже достаточно много.
Первый модуль программы, который уже внедрили, собирает и анализирует данные с электронных торговых площадок и поведение участников на торгах при госзакупках.
На сегодняшний день около трети ВВП распределяется через систему госзакупок. Так, порядка 7 трлн рублей проходит через закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Эти закупки проводятся на электронных торговых площадках в обязательном порядке. Еще от 15 трлн до 20 трлн рублей ежегодно проходят через закупки госкомпаний и компаний с госучастием.
Сейчас программа работает только в сфере торгов, проводимых для госзакупок. Андрей Тенишев поделился планами ФАС России приспособить «Большой цифровой кот» к биржевым торгам, а затем запустить его на товарные рынки. Электронной торговли становится все больше, а это источник данных для эффективной работы программы.
Таким образом, цифровизация закупок и перевод торгов на электронные площадки в определенной степени упростили работу антимонопольным органам, потому что любые действия участников теперь можно отследить.
Программа помогает выявлять нарушения
Кто нажал, на какую кнопку и с какого компьютера — все следы остаются на электронных торговых площадках. Более того, там, где торги обязательны, площадки отбирает государство, все эти данные сводятся в единую базу под названием «Независимый регистратор».
ГИС «Независимый регистратор» — это система специального технического помощника, который фиксирует все, что происходит на электронной торговой площадке.
Участники закупок могут использовать ее для защиты своих прав. Система позволяет делать запись видео с экрана. Видеозаписи с фиксацией нарушений можно отправить в ФАС России месте с другими материалами жалобы.
ГИС «Независимый регистратор» начала работать в январе 2020 года. Антимонопольные органы рекомендуют участникам закупок использовать ее для фиксации технических нарушений на электронных площадках (Решение Московского УФАС России от 13.01.2020 по делу № 077/07/00-18768/2019).
Данные, которые собирает «Независимый регистратор», антимонопольные органы анализируют на предмет нарушений, картельных сговоров. Так, например, сотрудники ФАС России могут увидеть, что одни и те же компании участвуют в торгах вместе, попеременно, цена при этом не снижается. На основании этих признаков могут заподозрить картель.
На заметку
Еще один источник больших данных — банковская система. На сегодняшний день практически повсеместно используются электронные платежи, которые антимонопольные органы отслеживают дистанционно с помощью Росфинмониторинга.
Но выявить нарушения — это только половина задачи.
Программа помогает собирать доказательства
Главное преимущество этой программы в том, что с ее помощью можно не только выявить нарушения, но и собрать доказательства. Антимонопольные органы теперь могут подтвердить, кто подписал заявку, какой электронно-цифровой подписью, с какого компьютера подавались предложения. Теперь есть техническая возможность определить вплоть до конкретного устройства:
- кто создал определенный файл,
- менялся ли этот файл,
- если менялся, то кем,
- в каком объеме производились изменения,
- с какого компьютера пришло электронное письмо.
Правда, окончательно задача сбора доказательств в программе еще не решена. Но даже когда этот функционал доработают, последнее слово все равно будет за человеком, пояснил Андрей Тенишев.
Доказывание – это творческий процесс. «Большой цифровой кот» будет помогать сотрудникам регулятора, но не заменит их.
Подготовлено по материалам онлайн-конференции «Картели и пандемия: последние тренды и уголовно-правовые последствия», организованной Адвокатским бюро ЕПАМ.