Антимонопольные изменения: ожидания юристов и инициативы ФАС
Специалисты по антимонопольному законодательству рассказывают "Право.ru", какие изменения они хотели бы увидеть в своей отрасли права в ближайшее время. Планами о правовых инициативах с редакцией делится и ФАС. Кроме того, эксперты подводят промежуточные итоги от действия принятых год назад поправок под названием "четвертый антимонопольный пакет": что работает эффективно, а к каким положениям есть претензии.
В этом году Закону "О защите конкуренции" исполнилось 25 лет. Только за последние десять из них в нормативный акт четыре раза вносились серьезные поправки – все они производились путем разработки так называемых "антимонопольных пакетов". Последний из них приняли ровно год назад. Тогда изменились правила, которые регулируют вопросы доминирования хозяйственных субъектов. В частности, теперь нельзя говорить о доминирующем положении хозсубъекта, доля которого на товарном рынке составляет менее 35%. Существенно поменялась норма о запрете недобросовестной конкуренции и исключена возможность "двойной ответственности" за нарушение антимонопольного законодательства.
Первые итоги
Юристы оценивают первые итоги от поправок четвертого антимонопольного пакета положительно, хотя и с некоторыми оговорками.
Валентин Петров, адвокат, к.ю.н., партнер АБ ЕМПП, отмечает, что за прошедший год антимонопольный орган стал реже привлекать к административной ответственности без предварительного предупреждения: "Последние стали действенной мерой пресечения антимонопольных нарушений. Компании, получив такое предупреждение, стараются его исполнить, чтобы не доводить дело до административной ответственности".
На текущий момент достаточно эффективно работают и новые нормы о недобросовестной конкуренции, по словам партнера АБ КИАП Ильи Ищука. А вот система ведомственной апелляция пока не дала ожидаемых плодов, говорит юрист. Он считает, что о полноценных результатах работы четвертого антимонопольного пакет может свидетельствовать лишь правоприменительная практика, которая еще не успела сформироваться за этот год, поэтому показательным должен стать следующий – 2017 год.
Есть и другие важные результаты для бизнеса от нововведений годичной давности. Денис Гаврилов, советник практики антимонопольного права АБ ЕПАМ, обращает внимание на процессуальные изменения рассмотрения антимонопольных споров, которые стимулируют прозрачность позиции регулятора: введение мотивированных определений и заключений об обстоятельствах дела, доступ к конфиденциальной информации.
Однако имеются и спорные нормы, принятые год назад. Среди них Петров выделяет положения о картелях покупателей. Эксперт задается вопросом, насколько чаще, чем раньше,0, последние будут признаваться картелями? Петров с тревогой ожидает новую практику по таким делам, поскольку участие в картеле может привести не только к административной, но и к уголовной ответственности.
Несмотря на все перечисленные изменения, оптимального сочетания конкурентных и иных механизмов развития экономики достичь пока не удается, считает Ольга Беляева, д.ю.н., ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве: "По этой причине сейчас в активную фазу вступила дискуссия о необходимости очередной реформы конкурентного законодательства".
Юристы, опрошенные "Право.ru", выделяют как минимум шесть изменений, которые они хотели бы видеть в возможном "пятом антимонопольном пакете". В ФАС заявили, что о подготовке последнего речь пока не ведется, но рассказали "Право.ru" о тех законопроектах, которые разрабатываются сейчас. Оказалось, что инициативы регулятора во много совпадают с пожеланиями юристов.
ГУПы и МУПы будут жить по новым правилам
Что хотят юристы:
По словам Петрова, на настоящий момент ГУПы и МУПы в подавляющем большинстве случаев выведены за пределы конкуренции: "Они получают большое количество привилегий по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, что сказывается на уровне оказываемых ими услуг". Юрист считает, что ГУПы и МУПы необходимо ввести "в периметр антимонопольного законодательства", в том числе в отношении государственных закупок.
Что готовит ФАС:
ФАС признает, что унитарное предприятие, выходя на конкурентный рынок, через определенный период его монополизирует. Только за последние три года количество ГУПов и МУПов увеличилось в 2 раза. Чтобы исправить ситуацию, ФАС предлагает дерегулирование некоторых отраслей, а также запрет на создание унитарных предприятий на товарных рынках, которые находятся в условиях конкуренции. Для реализации этой задачи антимонопольный орган разработал Национальный план развития конкуренции в РФ на 2017–2018 годы. Документ призван остановить усиление государственного монополизма в экономике, в частности, самую опасную тенденцию – огромный рост ГУПов и МУПов. В итоге частный бизнес дискриминируется, что приводит к его уходу из различных сфер деятельности, где он мог бы развиваться.
ФАС внесла документ в Правительство РФ, по поручению которого он и подготовлен. В дальнейшем план утверждается указом президента РФ.
Тарифные вопросы
Что хотят юристы:
Екатерина Леоненкова, руководитель антимонопольной практики ЮГ "Яковлев и Партнеры", считает, что необходимо изменить тарифное регулирование: "В частности, добиться понижения регулируемыми организациями своих расходов, которые они включает в тарифы. Главная же цель изменений – повысить конкурентоспособность таких организаций".
Что готовит ФАС:
Федеральная служба планирует закрепить четкие правила установления тарифов. Для этого ФАС разрабатывает проект ФЗ "Об основах государственного регулирования цен (тарифов)". Документ унифицирует подходы по установлению тарифов в различных сферах. Для этого будут использованы единые принципы и методы тарифного регулирования. Ведомство подчеркивает, что при этом сохранятся особенности тарифного регулирования в отраслевом законодательстве (Об электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и др.).
Электронное регулирование естественных монополий
Что хотят юристы:
Петров полагает, что естественные монополии требуют обновленного антимонопольного регулирования в части сделок, которые могут оказать непосредственное влияние на состояние конкуренции. Кроме того, изменения нужны, чтобы обеспечить равные условия по предоставлению услуг потребителям.
Что готовит ФАС:
По вопросу реформирования института контроля естественных монополий ФАС намерен создать в России систему их единого электронного регулирования. Такой продукт объединит сбор, анализ, обработку документов и материалов при осуществлении государственного надзора в сфере естественных монополий. Система будет включать наблюдение за ценами и соблюдением стандартов раскрытия информации, что повысит эффективность государственного контроля, уверены в ФАС. Внедрение указанного нововведения произойдет путем внесения поправок в Закон о естественных монополиях.
Смягчение ответственности для бизнеса под условиями
Что хотят юристы:
Юристы единодушно сходятся на необходимости введения института "антимонопольного комплаенса" – системе предупреждения нарушений законов о конкуренции. Гаврилов приводит конкретный пример о пользе такого нововведения: "Если компания докажет, что допущенное нарушение – это огрех конкретного менеджера, которого выявила корпоративная система предупреждения антимонопольных рисков, то смягчение ответственности для такой компании будет обоснованной реакцией регулятора. Это соответствует лучшим мировым практикам". Однако есть риск в том, что могут предусмотреть обязательное введение комплаенса в организациях, хотя не все представители бизнеса это поддерживают, предупреждает Леоненкова.
Что готовит ФАС:
Антимонопольная служба подготовила проект закона об обязательном внутреннем комплаенсе. Такую меру ФАС предлагает ввести с 2017 года в госкомпаниях, естественных монополиях, а также в ГУПах и МУПах. Планируется, что для остальных компаний комплаенс будет добровольным.
Другая инициатива, которая поддерживается юридическим сообществом, – это появление "маркеров" в картельных делах. Речь идет о том, что компания в обмен на раскрытие доказательств о сговоре освобождается от административной ответственности.
По мнению Гаврилова, стоит процессуально уточнить порядок освобождения от ответственности, в том числе в части договоренности между компанией и антимонопольным органом о представлении доказательств: "Если в определенный срок фирма не выполнит взятые на себя обязательства, то она теряет "маркер". Тогда предоставляется возможность другим участникам сговора получить этот иммунитет, если они обратились в ФАС с признанием позже". Юрист уверен, что подобная регламентация программы освобождения от ответственности дает дополнительные гарантии бизнесу, а также будет удобна для регулятора.
Еще одну идею предлагает Сергей Ермоленко, руководитель антимонопольной практики в ФБК-Право. По его словам, было бы здорово обязать антимонопольный орган заблаговременно раскрывать доказательства: "Будет справедливее, если комиссия добросовестно представит доказательства по ходу дела, а не по его завершении".
Учитывая градус дискуссии по некоторым вопросам (например, границам антимонопольного регулирования в сфере исключительных прав), залогом успешной модернизации конкурентного законодательства должна стать разработка целостной и научно-проработанной концепции его развития, резюмирует Ольга Беляева, д.ю.н., ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве.
Автор: Алексей Малаховский.