Семь вопросов о зарубежных счетах
Россия присоединилась к глобальному режиму автоматического обмена финансовой информацией между 80 юрисдикциями. РБК разбирался, что изменит это соглашение для бизнеса и граждан
Россия в четверг, 12 мая, подписала международное соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией: оно позволит ФНС начиная с 2018 года получать данные о финансовых счетах налогоплательщиков от более чем 80 юрисдикций, включая офшорные. Власти заявляют, что присоединение к этому режиму будет способствовать сокращению теневой экономики и противодействию незаконного вывода прибылей из России, станет меньше возможностей для налогового мошенничества.
Как будет происходить обмен информацией?
Налоговики договорившихся стран будут в автоматическом режиме обмениваться информацией — ежегодно, по установленному стандарту. Единый стандарт обмена информацией (Common Reporting Standard, CRS) предполагает, что финансовые институты предоставляют информацию о финансовых счетах резидентов налоговому органу своей страны, а налоговые органы на двусторонней основе обмениваются этой информацией.
Фактически Россия начнет обмениваться такой финансовой информацией только с 2018 года. Иностранные банки, страховые компании, брокеры, депозитарии, управляющие компании, для которых начнет действовать соглашение с Россией, к сентябрю 2018 года впервые предоставят ФНС информацию о финансовых счетах российских физлиц — налоговых резидентов, а также компаний и структур без образования юридического лица, бенефициарами которых являются россияне, поясняет партнер EY Ирина Быховская. То же самое должны будут делать и российские банки, и другие финансовые институты. Через ФНС они будут обязаны передавать информацию о налоговом резидентстве клиентов зарубежным налоговикам.
Какая информация подлежит обмену?
Информация о «финансовых счетах», таких как банковские счета и вклады, вложения в ценные бумаги, инструменты коллективных инвестиций и т.д. Собираться и передаваться будут имена и адреса владельцев счетов, ИНН, номер счета, собственно финансовая информация (баланс, сумма процентов по вкладу, выплаты по финансовым инструментам, договорам страхования и т.д.).
Чем соглашение грозит российскому бизнесу?
Данное соглашение может повлечь доначисление налогов для российских налоговых резидентов — владельцев контролируемых иностранных компаний (КИК) в рамках закона о деофшоризации, предупреждают опрошенные РБК налоговые консультанты. Закон о КИК, принятый в конце 2014 года, обязал собственников доли в иностранной компании от 10% уведомить об этом российские налоговые органы в 2015 году. А в 2016 году обязал собственников доли в 50% и более заплатить налог с нераспределенной прибыли КИК при условии, что прибыль составила за 2015 год 50 млн руб. и выше (норма действует на переходный период до 1 января 2016 года, затем доля снизится до 25%, порог по прибыли — до 30 млн, далее — до 10 млн руб.).
Для владельцев КИК предоставление информации о владельцах счетов в рамках автоматического обмена будет означать невозможность скрыться за «фасадом» иностранной компании, говорит советник налоговой практики адвокатского бюро ЕПАМ Игорь Шиков.
Представитель ФНС утверждает, что прямого влияния на владельцев долей в КИК подписание соглашения не окажет. Но служба рассчитывает, что автоматический обмен информацией позволит эффективно в автоматическом режиме проверять информацию о КИК, представленную российскими налогоплательщиками.
«Имея у себя такую базу данных, налоговые органы смогут сравнить ее с информацией о владении иностранными компаниями и о КИК, которую предоставили российские резиденты, и выявить расхождения. Это может привести к доначислению налогов с прибыли КИК, а также к санкциям за непредставление информации и неуплату налога», — не исключает Александр Токарев из КПМГ. Информация о балансе по счету, а главное — о поступлениях на счет, качественно поможет российским налоговым органам в проверке полноты информации, отраженной в декларации по налогу с прибыли КИК, добавляет Быховская из EY.
Что изменится для обычных граждан?
Ничего, если у человека нет иностранных финансовых счетов. ФНС будет обязана передавать иностранным налоговым органам информацию об открытых в российских финансовых организациях счетах налоговых резидентов соответствующих зарубежных стран. Информация о финансовых счетах российских налоговых резидентов за рубеж в автоматическом режиме передаваться не будет, говорит представитель ФНС. Исключения возможны только в тех случаях, если такая информация официально запрошена иностранным налоговым органом в рамках проводимых налоговых проверок или расследований налоговых преступлений, уточняет он. Но подобная информация могла передаваться и раньше в соответствии с международными договорами об избежании двойного налогообложения и Конвенцией об административной помощи в налоговых делах, действующей для России с июля 2015 года, добавляет представитель ФНС.
Если у россиянина есть банковский счет за рубежом, то он обязан уведомлять о нем уже сейчас в соответствии с действующим законодательством. В этом случае соглашение об обмене информацией по финансовым счетам поможет контролировать выполнение этих требований, говорит Быховская.
«Раскроется» ли Панама?
Офшорные финансовые институты, обсуждаемые в свете скандала с утечкой «панамского досье», скоро тоже начнут предоставлять информацию о своих клиентах. О том, что Панама наряду с Бахрейном, Науру, Вануату и Ливаном обязалась присоединиться к многостороннему соглашению, 11 мая объявила ОЭСР.
Опрошенные налоговые консультанты указывают, что владельцы иностранных активов уже год назад стали думать над тем, сохранять ли им иностранные компании или структуры. И для многих «панамское досье» стало дополнительным толчком, поскольку стало очевидно, насколько хрупкой может быть «тайна офшоров», отмечает Игорь Шиков.
«Мы в своей практике пока не видим значительный интерес к смене юрисдикции иностранной компании в свете автоматического обмена информации, учитывая то число юрисдикций, которые либо уже присоединились к соглашению, либо намерены это сделать в будущем. Однако мы видим интерес к смене резидентства физических лиц — владельцев иностранных компаний с целью выхода за пределы действия российских правил КИК», — говорит Токарев.
«Мы уже сейчас отмечаем рост запросов клиентов на предмет соблюдения требований нового налогового и валютного законодательства, раскрытия зарубежных счетов, компаний и структур, а также их приведения в соответствие с новыми правилами, добровольного декларирования активов, — указывает старший юрист по международному налогообложению юридической фирмы Goltsblat BLP Артем Торопов. — Спросом начинает пользоваться безналоговая ликвидация офшорных структур с декларированием ликвидации в РФ, перенос налогового резидентства холдинговых компаний в Россию, отказ от номинального владения активами». Он добавляет, что пока спрос нельзя назвать массовым.
Кто еще присоединился к соглашению?
К соглашению уже подключились 80 стран и территорий, включая европейские страны, часть офшоров (в том числе Британские Виргинские острова (BVI), Каймановы острова, остров Мэн, Джерси и Гернси). На сайте ОЭСР говорится (.pdf), что 101 юрисдикция подтвердила, что также будет обмениваться финансовой информацией. Многие страны Евросоюза, BVI, Кайманы планируют начать обмениваться информацией в автоматическом режиме уже в следующем году, поясняет Александр Токарев. Панама — с 2018 года.
Чтобы соглашение для России начало действовать, необходимо будет внести изменения в законодательство и внедрить стандарты обмена. В частности, стандарт CRS. Также надо будет наладить систему защиты передаваемых данных, поскольку такая информация является конфиденциальной. Для полноценной реализации автоматического обмена финансовой информацией будут приняты поправки в действующее законодательство и необходимые подзаконные акты, ФНС России уже подготовила соответствующий законопроект и направила его на рассмотрение в Минфин, сообщил РБК представитель ФНС.
Обычная процедура предполагает принятие федерального закона. Далее необходимо уведомить секретариат координационного органа о готовности конкретной страны-участницы к применению соглашения. Большинство стран уже работает над технической стороной процедуры: данные в стандартном формате должны быть собраны и подготовлены для автоматического обмена, уточняет Шиков.
Что будет с черным списком офшоров ФНС?
В перспективе подписание соглашения может привести к изменению списка стран, которые входят в черный список ФНС — не обмениваются информацией для налогообложения с Россией либо предоставляют информацию ненадлежащего качества, сообщил РБК представитель ФНС.
Список был утвержден приказом ФНС в марте 2016 года и начал действовать с 1 апреля 2016 года. В него вошли, в частности, BVI, Бермуды, Панама и ряд других стран — всего 111 стран и 22 территории, которые российские власти приравнивают к офшорам. «Мы надеемся, что все государства и территории, которые подключатся к автоматическому обмену информацией с ФНС России и будут полностью выполнять свои обязательства, не попадут в указанный перечень или же будут из него исключены в будущем», — сообщил представитель ФНС.
Исключение из списка «будет зависеть от того, насколько эффективным, по мнению налоговых органов, станет обмен информацией с юрисдикциями из черных списков; формально присоединение той или иной страны к соглашению не означает автоматическое ее исключение из черного списка», говорит Александр Токарев. «Если практика обмена информацией окажется положительной, не исключено, что такие государства и территории могут быть исключены из черного списка — например, Бермуды, BVI, Гернси, Джерси, Каймановы острова», — указывает Ирина Быховская.
В налоговом обзоре PwC от октября 2015 года говорилось, что если компания является налоговым резидентом страны из черного списка ФНС, то она в ряде случаев не сможет воспользоваться возможностью освобождения прибыли от налогообложения в России. В частности, в таких случаях, когда КИК имеет высокую эффективную ставку налога в своей юрисдикции (не менее 75% средневзвешенной российской ставки), является банком или страховой организацией, осуществляющей деятельность в соответствии со своим личным законом на основании лицензии или иного специально разрешения, и если КИК является эмитентом обращающихся облигаций, или организацией, уполномоченной на получение процентных доходов, или организацией, которой были уступлены соответствующие права и обязанности.
ФНС работала над черным списком офшоров несколько месяцев. В октябре в одном из вариантов списка оказались Австрия, Великобритания и Швейцария, а также, к примеру, Бразилия, которая вместе с Россией входит в БРИКС. Затем в начале 2016 года в ходе работы над списком «прозрачные» Австрия, Великобритания и Швейцария были из него исключены. Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров тогда говорил РБК, что исключение из черного списка ФНС этих стран является серьезным послаблением для бизнеса, так как эти страны были популярными среди российских владельцев КИК местом для регистрации бизнеса.
Яна Милюкова