Осенью Государственная Дума рассмотрит изменения в УПК, ограничивающие срок кассационного обжалования.
Подготовленный Верховным Судом РФ законопроект, включающий такую поправку, принят в первом чтении Государственной Думой. ВС РФ считает, что ограничение срока кассационного обжалования двумя месяцами позволит упорядочить процедуру кассационного производства и гарантировать соблюдение разумных сроков.
В то же время, согласно позиции Федеральной палаты адвокатов РФ, подготовленный Верховным Судом РФ законопроект в части модификации кассационного производства не учитывает специфику уголовного процесса, противоречит логике определения в нем пресекательных сроков, не содержит обоснования предлагаемых изменений и направлен на нивелирование проведенной реформы, существенно ухудшая положение осужденного.
Как показал опрос, проведенный «Российским адвокатом», юридическое сообщество выражает озабоченность перспективами введения ограничений сроков кассационного обжалования. [...]
Андрей Бастраков, адвокат, советник уголовно-правовой практики адвокатского бюро ЕПАМ:
Я разделяю озабоченность адвокатского сообщества по поводу перспектив введения сроков кассационного обжалования по уголовным делам. Осенью 2019 г. заработали новые кассационные суды общей юрисдикции, появление которых было обосновано необходимостью изменения процедуры обжалования, приобретшей закоснелый вид. Процент отмены или изменения решений по уголовным делам был очень мал.
В то же время эффективность работы новых судов высоко оценена. Процент удовлетворенных жалоб на порядок возрос, и в целом повысилась эффективность судебной системы, снизилась нагрузка и на Верховный Суд РФ, куда ранее транзитом попадали жалобы на решения кассационных судов субъектов.
Необходимость установления сроков кассационного обжалования по уголовным делам в пояснительной записке к тексту законопроекта обосновывается целью придания данной стадии признака исключительности и повышения уровня правовой определенности.
По мнению авторов, это отвечает задачам упорядочивания процедуры кассационного производства, соблюдения разумных сроков судопроизводства и оперативного восстановления нарушенного права.
Напомню, что в уголовном процессе, по сравнению с гражданским, существуют сокращенные сроки обжалования: для приговора суда он составляет 10 дней, а для обжалования решения суда о мере пресечения – 3 дня. Это вызвано также заботой о лицах, права и интересы которых затронуты судебным решением, поскольку позволяет им в короткое время добиться его пересмотра. Однако реалии таковы, что правом на обжалование в основном пользуются осужденные, а не прокуроры, которые не согласны с излишне мягким решением. Огромное количество жалоб связано с незаконностью судебных решений, обусловленных в том числе обвинительным уклоном при рассмотрении дел, от которого судебная система пока не в состоянии избавиться. По этой причине появление срока подачи кассационной жалобы никак не будет способствовать реализации права на защиту, а гарантии по защите личности от необоснованного осуждения будут уменьшены.
Проблема в том, что за два месяца осужденному (он подлежит этапированию в течение 10 дней с момента вступления приговора в законную силу) сложно бывает не только найти адвоката, но и получить копии обжалуемых судебных решений, которые направляются в место отбытия наказания по заявлению лица. При этом само этапирование зачастую занимает больше месяца.
Полагаю, что забота о разумных сроках уголовного судопроизводства, которая при рассмотрении дел в первой инстанции часто открыто противопоставляется праву на защиту, на той стадии, когда приговор уже вступил в силу, утрачивает свое значение. [...]