25 апреля 2023
Что делать, если в бизнесе есть представитель из недружественной страны | авторская колонка Елены Агаевой для РБК Pro

Присутствие в структуре или цепочке российского бизнеса звена из недружественной юрисдикции может значительно осложнить работу. В чем риски и как действовать в такой ситуации, поясняет Елена Агаева (адвокатское бюро ЕПАМ).

Если в структуре бизнеса есть иностранный элемент из недружественной юрисдикции, владельцы компании могут столкнуться с ограничениями:

  • на выбор контрагента;
  • платежи (в том числе по дивидендам и займам);
  • перемещение товаров;
  • сделки с бизнес-активами (акциями, долями, недвижимостью).

Например, собственник из недружественной страны хочет продать долю в своем российском ООО. Для этого, как правило, потребуется получить разрешение подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее — Правительственная комиссия). Также разрешение может понадобиться в случае, когда российская компания планирует выплатить дивиденды иностранному собственнику.

Иностранная компания в холдинговой структуре

Существует несколько вариантов участия иностранных компаний в структуре российского бизнеса.

Первый вариант: иностранный элемент присутствует в структуре владения чисто технически. То есть бизнес контролируют российские бенефициары, но в холдинговой структуре есть иностранная (например кипрская) компания.

Что можно сделать с такой, ставшей обременительной, «прослойкой»? Существуют разные решения.

1. Редомициляция, то есть «переезд» иностранной компании в Россию. Эта опция оказалась востребованной на практике. Многие иностранные компании за прошедший год изменили свое местонахождение и «переехали» в Россию. У этого решения есть ряд преимуществ (в том числе налоговых и корпоративных). Однако есть и подводные камни, связанные с тем, что процесс «переезда» должен быть реализован не только на российской земле, но и на прежней «родине» компании. Альтернативой такого переезда может быть переезд в дружественную юрисдикцию (например в ОАЭ).

2. Вывод иностранного элемента из структуры владения российским активом — например, «перевешивание» российского актива на российское лицо. В отношении обществ с ограниченной ответственностью это было достаточно просто сделать, пока не приняли указ президента РФ от 08.09.2022 № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами» (далее — указ президента № 618). Этот указ ввел требование о согласовании с Правительственной комиссией ряда сделок и операций в отношении российских ООО, если в них имеется недружественный элемент. Есть исключения для иностранных продавцов, которые находятся под контролем только российских бенефициаров, но эти исключения действуют при определенных условиях.

Второй вариант: иностранная компания является реальным владельцем бизнеса, а не техническим. То есть бизнес контролируют иностранные бенефициары.

Многие компании существовали в такой форме, а некоторые и сейчас имеют данную структуру. За прошедший год практика показала несколько сценариев жизни российской компании в подобной ситуации.

Полностью материал доступен по ссылке (по подписке).

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ

Елена Агаева

Елена Агаева

Санкт-Петербург