Россия может изменить налоговые соглашения с Швейцарией и Гонконгом. Москва хочет повысить ставку налога на дивиденды, которые выплачиваются за рубеж, до 15% и ради этого готова даже разорвать соглашения об избежании двойного налогообложения. Инициатива касается всех юрисдикций, с которыми есть такие договоры, в итоге российский бизнес в отдельных случаях может избежать выплат полностью.
Сейчас анализируют соглашения с Швейцарией и Гонконгом, и ими список не ограничится, рассказал вице-премьер Алексей Оверчук на онлайн-совещании с Владимиром Путиным.
Алексей Оверчук: «Мы ведем внимательный анализ всех соглашений об избежании двойного налогообложения, которые есть у Российской Федерации с зарубежными партнерами. Сейчас мы внимательно смотрим на Швейцарию и на Гонконг с точки зрения того, чтобы обратиться к ним с аналогичными предложениями. В случае вашего поручения, Владимир Владимирович, мы это сделаем».
Владимир Путин: «Когда я разговаривал с президентом Кипра, то он с пониманием отнесся к нашим предложениям, но единственное, что беспокоило моего коллегу, чтобы эти потоки не ушли куда-то в другое место. Но мы заинтересованы не в том, чтобы эти потоки переключать куда-то в другие страны, а в том, чтобы эти средства оставались у нас и либо облагались справедливым налогом, либо вкладывались в развитие. Поэтому с остальными инопартнерами нужно, безусловно, эту работу продолжить. Ну а если мы будем сталкиваться с непониманием нашей позиции, то тогда мы оставляем за собой право в одностороннем порядке эти соглашения прекращать».
Что делать бизнесу, который столкнется с повышением налогов? Руководитель налоговой практики адвокатского бюро ЕПАМ Сергей Калинин считает, что из отдельных юрисдикций компании смогут переехать в более выгодные. Но если налоговикам удастся выполнить план полностью, останется лишь вернуть фирмы в Россию.
«Если это будет поддержано швейцарской стороной, мне кажется, что принципиально ничего не поменяется.
Сейчас поднятие ставки может ударить по структурам, когда бизнес уже потратил очень много на то, чтобы соблюсти требования о фактическом праве на доход, которые появились в законодательстве в 2015 году, а сейчас получается, что это было сделано напрасно, потому что все равно получить преференции никакие по соглашению будет невозможно.
Судя по всему, бизнес будет искать какие-то другие юрисдикции, которые не будут затронуты всей вот этой вот перестройкой.
Если тренд действительно сохранится, у нас в национальном законодательстве есть целый ряд инструментов, которые бизнесу уже позволяют сэкономить на ставках налога у источников. Прежде всего, речь идет о так называемом сквозном подходе, когда наличие зарубежного холдинга в структуре для налоговых целей может быть проигнорировано. Правда, тут тоже нужно оговориться, что Минфин знает об этой возможности, и она будет сохранена до 2024 года. То есть промежуточно, видимо, можно структурировать, глобально не меняя всю архитектуру корпоративной цепочки. А дальше, может быть, будут признавать зарубежные холдинги российскими налоговыми резидентами и применять ту же нулевую ставку, уже позиционируя швейцарскую компанию как российского налогового резидента. Это тоже возможно, и там ограничений нет. То есть, видимо, если будет массовый пересмотр всех соглашений, то, скорее всего, остаются только инструменты внутри России, по национальному законодательству, видимо, они будут использоваться», — отметил Сергей Калинин.
О готовности уступить российским требованиям и пересмотреть налоговые соглашения заявляли на Мальте и в Люксембурге, а в Нидерландах пока не определились. Кипр также согласился на повышение налоговых ставок на вывод капитала из России, хотя дело едва не дошло до разрыва соглашения.
Сергей Гусев, Коммерсант FM, 11.08.2020