В России продолжает наблюдаться тенденция роста количества требований о взыскании убытков к директорам предприятий, констатирует Юлия Боброва, адвокат, советник судебно-арбитражной практики АБ ЕПАМ, со ссылкой на данные Судебного департамента Верховного суда.
«Судебный департамент Верховного суда РФ опубликовал статистику работы судов за первое полугодие 2021 года. Что касается корпоративных требований к директорам о взыскании убытков, то мы видим следующие данные: рассмотрено 503 дела, удовлетворено 155 требований, общая сумма взыскания составила 1 720 944 000 рублей. Таким образом, мы продолжаем наблюдать стабильную тенденцию роста количества требований к директорам о взыскании убытков», — отметила адвокат АБ ЕПАМ.
При этом далеко не все дела о взыскании убытков с директоров заканчиваются удовлетворением исковых требований. Как пример, дело по иску компании Redcliffe Holdings Group Limited (акционер) к экс-директору АО «Сибинвестнафта» Алексею Куринному о взыскании 1,3 миллиарда рублей убытков, причиненных потерей лицензии на разработку нефтяных месторождений.
Из материалов дела следует, что АО «Сибинвестнафта» владела лицензией на добычу нефти и газа; в 2019 году компания согласовала проект строительства двух поисково-оценочных скважин общей стоимостью 346 миллионов рублей. Однако спустя год ни один из пунктов этого плана не был выполнен. В связи с неисполнением «Сибинвестнафта» своих обязательств Роснедра изъяли часть, где планировали вести разведку, из лицензированного участка компании. Его стоимость составила 1,3 миллиарда рублей.
По мнению истца, Куринной, как гендиректор, ненадлежащим образом выполнял свои обязанности, допустил срыв плана и в результате причинил компании ущерб в размере стоимости участка.
«Две инстанции пришли к выводу, что компания утратила права на разработку нефтяных месторождений по независящим от ее бывшего гендиректора причинам. Суды учли, что в действительности Куринной предпринимал действия, направленные на выполнение плана, а его неисполнение в полном объеме было вызвано не недобросовестными и неразумными действиями директора, а недостаточностью денежных средств, которую испытывала компания и которая не была связана с действиями директора. Таким образом, суды посчитали, что причинно-следственная связь между действиями Куринного по реализации проекта и заявленными компанией убытками отсутствует и отказали в удовлетворении требований», — рассказала Юлия Боброва.