Как и было обещано, генпрокурор Юрий Чайка в четверг рассказал участникам Петербургского международного экономического форума об успехах в деле защиты бизнеса. В прошлом году его подчиненные добились отмены огромного количества незаконных проверок и решений (см. врез). Ну и наконец, для обеспечения прямой связи с бизнес-сообществом в Генпрокуратуре завели специальный электронный ящик – поступающие туда сообщения Чайка обещает держать на личном контроле.
Впрочем, бизнес озабочен не только проверками, но и ростом случаев уголовного преследования предпринимателей. «Самые быстрорастущие у нас практики – уголовные», – признался модератор сессии Дмитрий Афанасьев из «ЕПАМ».
Прокурор – главный защитник бизнеса, но ему не хватает полномочий, считают участники форума. При решении вопросов об избрании меры пресечения бизнесменам прокуратура, как правило, поддерживает позицию омбудсмена, заявил уполномоченный при президенте по вопросам прав предпринимателей Борис Титов. Но суды ориентируются на следователей, в то время как «первое слово» при решении вопросов об аресте предпринимателей должно быть за прокурором, уверен Титов. Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров считает, что генпрокурор мог бы стать гарантом для участников налоговой амнистии – дела против них следовало бы возбуждать только с согласия генпрокурора. Бывший губернатор Тульской области Владимир Груздев считает, что 24-часового срока, который сейчас отпущен прокурорам на проверку решения о возбуждении уголовного дела, мало – его следует продлить хотя бы до 72 часов.
«Мне нравится дискуссия, чувствуется заинтересованность в решении проблем», – констатировал Чайка. Он также считает, что ходатайство следователя об аресте должно предварительно согласовываться с прокурором, как и вообще все следственные действия, затрагивающие конституционные права граждан, такие как наложение ареста на корреспонденцию, выемки и т. д. Кроме того, прокуратура должна иметь полномочия прекращать уголовное дело на стадии предварительного расследования.
Предложения разумные, а главное – они исходят от бизнес-сообщества, которое почувствовало: наконец-то появилось окно, в которое можно обратиться за защитой прав предпринимателей, говорит Афанасьев. По его мнению, такие инициативы вполне могут найти поддержку на государственном уровне: прокуратура выступает как правозащитный орган, это новый тренд и бизнес-сообщество должно активнее подключиться к совместной работе.