В последнее время все чаще возбуждаются уголовные дела по ст. 238 УК РФ — о коммерческой деятельности, не отвечающей требованиям безопасности. Основанием часто становятся банальные недостатки в оформлении документов, регламентирующих вопросы безопасности.
Считается, что если документы оформлены неправильно, то услуга или работа сама по себе не может быть качественной. Выявленные грубые и неоднократные административные правонарушения являются достаточным поводом к возбуждению уголовных дел.
Удивительно, но эти риски не мотивируют собственников, управляющих и арендаторов торговых и развлекательных комплексов навести порядок в системе обеспечения безопасности, чтобы минимизировать риски возбуждения уголовного дела по этому составу преступления.
Хотя сделать требуется не так уж и много. Во–первых, проверить помещения, которые посещают потребители. Они должны иметь адекватные проходы и дверные проемы, должны быть оснащены системами пожарной сигнализации, в том числе работающими световыми табло с указанием направлений к эвакуационным выходам, системами пожаротушения.
Важно, чтобы подходы к эвакуационным выходам были свободны, не говоря уже о том, что сам эвакуационный выход не надо запирать на ключ. Снабдите его либо автоматическим замком, а если уж обязательно хотите запереть, то повесьте хотя бы табличку с информацией о том, где хранится ключ, кто за него отвечает. А с этим ответственным работником проведите еще раз инструктаж: как ему действовать в случае срабатывания пожарной сигнализации.
Проведите ревизию всех строительных актов приемки зданий, помещений и систем, проверьте наличие в них необходимых подписей и печатей, сертификатов. Проверьте расстояния между прилавками, витринами. Особое внимание уделите состоянию электропроводки, наличию и работоспособности защитных систем, а также документов, подтверждающих поддержание всех систем здания в технически пригодном состоянии.
Проверьте выполнение всех требований по охране труда, прохождение специалистами инструктажей, переобучения. Наконец, в поле зрения проверяющих могут попасть сами товары и услуги: претензии могут вызвать их сертификация, маркировка, сроки годности, соблюдение правил хранения.
Это далеко не исчерпывающий список вопросов, которые после трагических событий стоит задать себе, чтобы защитить своих работников и клиентов, свое дело и имя. Большая часть требований к системам безопасности торговых, развлекательных и спортивных объектов направлены на защиту интересов посетителей и полностью оправданы, но в проверках, особенно после трагических происшествий, слишком часто присутствует человеческий фактор.
Согласитесь, гораздо разумнее ждать проверку и приготовиться к ней, чем потом столкнуться с обвинениями в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ.
Автор: Андрей Тузов, старший юрист уголовно-правовой практики, АБ ЕПАМ.
Статья опубликована на сайте издания.
30 марта 2018
О требованиях безопасности коммерческой деятельности | колонка Андрея Тузова для «Деловой Петербург»