Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) ежегодно переплачивают умершим клиентам как минимум 70 млн руб. Раньше эти цифры были в десять раз больше, но в позапрошлом году фондам удалось в основном решить проблему, получив доступ к данным ЗАГС. Чтобы полностью разобраться с ней и вернуть начисленные переплаты, они хотят получить доступ к данным банков. Однако кредитные организации против — по их мнению, это является нарушением банковской тайны.
НПФ просят у банков информацию о наличии или отсутствии перечисленных фондами средств на счетах умерших получателей, следует из письма Национальной ассоциации НПФ (НАПФ) в адрес Ассоциации банков России (АБР). Проблема для НПФ заключается в переплатах их умершим клиентам.
Ранее проблема переплат стояла гораздо острее. До включения НПФ в список организаций, имеющих доступ к информации о смерти граждан, в 2019 году переплаты составляли 850–900 млн руб. ежегодно. Тогда для получения сведений о смерти клиентов НПФ каждому фонду приходилось обращаться с запросами в ЗАГС, правоохранительные органы, к самому гражданину или его родственникам. Переплаты могли оставаться необнаруженными больше года, говорит заместитель гендиректора НПФ «Благосостояние» Иван Волков. Однако с июля 2019 года фонды были включены в список организаций, имеющих доступ к данным о смерти граждан в системе ЗАГС.
Сейчас НПФ получают информацию о смерти пенсионеров в автоматическом режиме, говорит президент НАПФ Сергей Беляков. Но проблема остается, хотя и носит единичный характер.
По подсчетам одного из собеседников “Ъ”, сумма переплат только по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) в 2020 году могла составить более 70 млн руб., или 0,1% от общего объема выплат клиентам НПО. По словам гендиректора НПФ «Альянс» Аркадия Недбая, переплаты — это средства НПФ и компенсировать потери им приходится за счет собственного капитала.
В соответствии с порядком определения наследуемого имущества за средствами на счетах умерших граждан должны обратиться наследники. В случае если наследники этого не сделают, имущество обращается в доход государства, говорит господин Недбай. Если наследники успели снять деньги со счета умершего родственника по доверенности, фондам придется возвращать их в судебном порядке. «На выявление наследников, а также тех, кто получил за умершего такие переплаты, тратятся деньги и огромное количество судебно-претензионной работы»,— говорит господин Волков. По словам Аркадия Недбая, в связи с большими издержками НПФ и обратились к банкам.
«Повышение эффективности информационного взаимодействия по таким вопросам с банками существенно сократило бы путь поиска и возврата незаконно полученных средств»,— говорит господин Волков, указывая, что не видит в предоставлении кредитными организациями соответствующей информации нарушения банковской тайны, «банки же трактуют закон, оценивая свои риски».
Но банкиры так не считают. «Позиция АБР не изменилась, требования НПФ не соответствуют законодательству»,— заявил представитель этой ассоциации, отметив, что АБР прорабатывает с ФНС, Минфином и ЦБ вопрос информационного обмена между Единым госреестром ЗАГС и банками. В текущей ситуации издержки на то, чтобы убедить банковское сообщество, будут выше полученной от этого выгоды, считает управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов.
«НПФ пытаются сказать, что ответ "да-нет" не может рассматриваться как "справка по счету" и потому не охраняется банковской тайной»,— говорит советник адвокатского бюро ЕПАМ Елена Авакян. Однако любая информация не только о состоянии счета, но даже о его наличии признается «справкой по счету», считает эксперт. «Закон определяет круг лиц, имеющих право на запрос информации, и характер информации, которая может передаваться этим лицам»,— поясняет госпожа Авакян. Справка по счетам физических лиц, по ее словам, доступна следственным органам в рамках расследуемых дел, госорганам в строго ограниченных законом случаях, по счетам умерших лиц — нотариусам, а во всех остальных случаях через судебное решение.
Оксана Коткина, https://www.kommersant.ru/doc/4898362