Подконтрольная Гуцериеву компания судится с налоговиками из-за налогообложения трубопровода
Москва. 26 августа. ИНТЕРФАКС - Арбитражный суд Москвы встал на сторону налоговиков в деле о налогообложении трубопровода ОАО "Орскнефтеоргсинтез" как недвижимого имущества. Заложенный в этом деле подход теоретически можно применять по аналогии к деловым и торгово-развлекательным центрам, прогнозируют юристы.
По итогам проверки налоговая служба посчитала, что технологический трубопровод ОАО "Орскнефтеоргсинтез" является недвижимостью и компании нужно заплатить налог на имущество (2,1 млн рублей), штраф 305 тыс. рублей и пени 250 тыс. рублей. Налоговики указали, что спорный объект "имеет отдельно стоящий монолитный железобетонный фундамент, наличие которого свидетельствует о прочной связи с землей и определяет стационарность и невозможность его перемещения в пространстве".
Компания, в свою очередь, считает трубопровод движимым объектом, так как он не связан с землей, а находится на ней и его можно перемещать без вреда для работы, используя современные средства резки по сварным швам. Организация обратилась в Арбитражный суд Москвы, но суд принял сторону налоговиков. Налоговый кодекс (НК) РФ не содержит понятия движимого/недвижимого имущества, поэтому суд руководствовался другими отраслями права, говорится в решении суда.
Гражданский кодекс РФ (ст. 130 - Недвижимые и движимые вещи) относит к недвижимости земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей; объекты, которые невозможно переместить без несоразмерного ущерба их назначению. Технологический трубопровод состоит из 25 трубопроводов, законодательство в области безопасности предусматривает его размещение, в частности, на эстакадах.
"Объект спроектирован к строительству на эстакадах, представляющих собой монолитные железобетонные ленты на естественном основании. Он имеет монолитный, железобетонный фундамент, что свидетельствует о тесной связи объекта с землей. Наличие фундамента определяет стационарность и невозможность перемещения объекта в пространстве", - пояснил суд. Компания обжаловала решение в апелляционном суде, на этой неделе дело направили в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Сейчас нет единообразной практики, считать ли линейные объекты (трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения) движимым или недвижимым имуществом, сказала "Интерфаксу" юрист BGP Litigation Наталия Юрченкова. "Если движимые объекты, входящие в состав недвижимости, неразрывно связаны с ней, то они облагаются налогом на имущество как недвижимость. При этом не важно, учитываются они как отдельные инвентарные объекты либо в составе единого комплекса недвижимого имущества", - пояснила юрист.
Компания разделила в учете несущую опору для трубопровода (эстакаду) и сам трубопровод, эстакаду учли как объект недвижимости, а трубопровод как движимое имущество, сказал советник АБ ЕПАМ Игорь Шиков. "Это обычный подход, узаконенный положениями о бухгалтерском учете основных средств. Например, при строительстве здания встроенные двери и иные элементы часто учитывают отдельно как движимое имущество, даже если дверь изготовлена индивидуально под размер и ее сложно использовать в другом здании", - пояснил он.
"Теоретически эстакаду можно использовать для других целей, поэтому в этом деле прокладка труб по эстакаде, по моему мнению, не создает связи с землей, которая позволила бы признать трубы недвижимым имуществом", - считает юрист.
Примечательно, что суд не принял заключение эксперта, предоставленное компанией, сославшись на то, что оно основано исключительно на визуальном осмотре трубопровода без анализа данных технической документации и исследования характера работ по его возведению, указал партнер, руководитель российской налоговой и таможенной практики Dentons Джангар Джальчинов. При вынесении решений суды далеко не всегда учитывают выводы экспертных заключений, представленных сторонами дела, по самым разным причинам: допущенные методологические ошибки, недостоверная исходная информация, несоответствие заключения специальным нормам - например, требованиям НК, перечислил руководитель юридического департамента АГК "МЭФ-Аудит" Александр Овеснов.
Текущий тренд налоговых споров показывает, что судьи и налоговые органы достаточно глубоко анализируют представляемые налогоплательщиками внесудебные экспертные заключения, отметил юрист налоговой практики "Гольцблат БЛП" Дмитрий Малкин. "Анализу и критике может и в большинстве случаев подвергается каждая составная часть такого заключения. У экспертов, которых привлекают налогоплательщики, практически нет права на ошибку или неточность. Совсем иначе обстоит ситуация с экспертами от налоговых органов", - предупредил он.
Позиция суда по этому делу говорит об актуальности проблемы квалификации промышленных, инфраструктурных и инженерных объектов в качестве недвижимого имущества, в том числе для целей налогообложения, отметил Д.Джальчинов. Заложенный в этом деле подход теоретически можно применять по аналогии к деловым и торгово-развлекательным центрам, поскольку при их строительстве и отделке многие объекты учитываются отдельно как имущество движимое, добавил И.Шиков.
Компании, построившие или купившие сложные обслуживающие конструкции, вспомогательные сооружения и прочие объекты, рискуют оказаться под шквалом налоговых проверок по налогу на имущество, прогнозирует адвокат АБ "Деловой фарватер" Сергей Варламов. Например, подкрановые пути, используемые для работы башенного крана, по окончании строительства их демонтируют. Такие сооружения могут использоваться достаточно длительное время - в течение нескольких лет, и стоимость их обычно очень высока - несколько миллионов рублей, пояснил С.Варламов. Ранее попытки признавать такие объекты недвижимостью и начислять на них налог на имущество заканчивались для налоговых органов безуспешно, отметил он.
Как сообщалось ранее, в январе 2015 года структура главы "Русснефти" Михаила Гуцериева - ЗАО "ФортеИнвест" получила контроль над ОАО "Орскнефтеоргсинтез" (Орский НПЗ), увеличив долю владения до 85%. Сейчас, по данным базы "СПАРК-Интерфакс", "ФортеИнвест" владеет 78% акций "Орскнефтеоргсинтеза", еще 7,5% принадлежит люксембургской компании SBI Voskhod Capital SICAV-SIF. Завод производит автобензины, дизельное топливо, авиакеросин, битум и мазут.
Автор - Алиса Штыкина, Интерфакс.