«Уралхим» перейдет на единую акцию
Компания объясняет это подготовкой к IPO
Агрохимический холдинг «Уралхим» Дмитрия Мазепина собирается провести дробление акций своих основных дочерних предприятий - березниковского «Азота» и Кирово-Чепецкого химкомбината. В компании объясняют, что это необходимо для дальнейшего перевода предприятия на единую акцию, что, в свою очередь, является этапом подготовки к проведению IPO «Уралхима». Между тем размещение акций холдинга вряд ли является близкой перспективой. При этом, учитывая, что бумаги «дочек» находятся в залоге по кредитам холдинга, компании придется согласовывать дробление акций с кредиторами.
Как стало известно в пятницу, собрание акционеров березниковского «Азота», входящего в холдинг «Уралхим», 17 августа рассмотрит вопрос о дроблении акций, в результате которого номинал бумаг должен уменьшиться в 100 раз, до 1 коп. Как пояснили в «Уралхиме», дробление акций проводится в рамках реализации планов холдинга по переходу дочерних предприятий на единую акцию. После «Азота» сплит планируется провести и на Кирово-Чепецком химкомбинате (КЧХК). Что касается «Воскресенских минудобрений» (ВМУ), то переход на единую акцию в отношении него «тоже возможен, но вопрос об этом сейчас в стадии рассмотрения». Кстати, дробить его акции нет необходимости: они были приведены к нужному номиналу еще в 2006 году.
Чем вызвана необходимость перехода предприятий «Уралхима» на единую акцию, не совсем понятно, ведь и в «Азоте», и в КЧХК холдингу принадлежит по 100% акций. Впрочем, в «Уралхиме» это связывают с планами по проведению IPO. «Мы хотим подойти к этому рубежу, уже проделав необходимую подготовительную работу, в том числе перейдя на единую акцию», - отметили в компании. Однако стоит напомнить, что провести IPO «Уралхим» собирался еще в прошлом году. Совет директоров холдинга даже одобрил в качестве андеррайтеров Citigroup, UBS и Renaissance. Планировалось, что инвесторам будет предложено до 31% акций «Уралхима», однако из-за кризиса эти планы не были реализованы. При этом в ходе подготовки к IPO «Уралхим» в прошлом году вовсе не заявлял о необходимости перевода своих заводов на единую акцию.
Между тем сейчас изменение номинала акций и переход предприятий на единую акцию потребует согласия кредиторов, ведь бумаги «Азота» и КЧХК находятся в залоге по кредитам «Уралхима». Антон Костенко из адвокатского бюро ЕПАМ указывает, что в таком случае провести дробление акций без согласия банка-залогодержателя невозможно. Дмитрий Царев из БДО «Юникон» указывает, что при переходе на единую акцию кредиторы обеих компаний, участвующих в процессе, имеют право потребовать досрочного погашения долга.
Однако в «Уралхиме» подчеркивают, что первый из заявленных этапов - дробление акций - ничем не нарушает прав кредиторов. Как уверяют в компании, с кредиторами уже достигнуто соглашение об изменении предмета залога: вместо старых дорогих акций «Азота» банки получат в залог новые, с меньшим номиналом, но в большем количестве, чтобы размер залога остался неизменным.
Дмитрий Царев также напоминает, что миноритарные акционеры соответствующей компании, если они против перехода на единую акцию, вправе требовать выкупа принадлежащих им акций по рыночной стоимости. К слову, из трех названных предприятий «Уралхима» миноритарны есть только в ВМУ: крупнейшему из них, компании Shades of Cyprus, принадлежит 24,98% акций предприятия. И сейчас миноритарий и мажоритарий судятся, так как кипрская компания обвиняет «Уралхим» в уклонении от обязательного выкупа акций по объявленной еще в прошлом году оферте.
Годлевская Екатерина