Главной целью работы структур и систем организации является повышение стоимости бизнеса. Система предупреждения (управления) антимонопольными рисками - часть общей системы управления компанией и должна работать для решения тех же задач. Антимонопольный комплаенс – это современный стандарт работы бизнеса, основанный на высоком профессионализме и правовой грамотности сотрудников, обеспечивающий принятие правильных бизнес-решений и действий компании в условиях риска.
Под действием антимонопольного законодательства находится любая компания, независимо от доли на рынке и сферы деятельности. Антимонопольные риски – это, как правило, высокие штрафные санкции, репутационные последствия, убытки для компании, а в случае с крупными картельными соглашениями - основание для уголовной ответственности. Эти обстоятельства концентрируют внимание бизнеса на принятии мер по предупреждению и управлению антимонопольными рисками.
Источниками риска могут стать любые внешние коммуникации: с конкурентами, контрагентами, органами государственной власти. В список распространенных нарушений антимонопольного законодательства входят сговоры между участниками рынка, с госорганами, недобросовестная конкуренция, нарушения в сфере закупок.
ФАС России видит в антимонопольном комплаенсе инструмент для сокращения числа нарушений. Если компания более года применяет систему комплаенса, уровень риска в отношении нее снижается и компания исключается из плана проверок ФАС России (риск-ориентированный подход). От внеплановых проверок комплаенс не освобождает, но при эффективной работе снижает вероятность их проведения.
Комплаенс учитывается на практике при привлечении к ответственности и влияет на размер штрафа, но не освободит от ответственности, если компания действует в разрез с принятыми ей правилами.
Владельцы бизнеса понимают, что стратегически эффективна та деятельность, которая ведется правовыми методами и способствует формированию репутации надежного контрагента. Это особенно актуально для крупных публичных компаний. Человеческий фактор и соблюдение сотрудниками законодательства – первое, с чем нужно работать, поскольку ответственность за их действия несет компания. Как правило, в нарушениях против конкуренции компания отвечает за сотрудника, даже если он действовал по собственной инициативе без указаний руководства.
Комплаенс в состоянии если не полностью исключить, то свести к минимуму риск возникновения нештатных ситуаций. Также система может стать эффективным инструментом для выявления и предупреждения нарушений интересов компании со стороны третьих лиц.
Система задает высокие профессиональные стандарты, отвечающие за эффективность бизнеса. Это определяет ее центральную задачу – повышение компетенций сотрудников и выработка навыков своевременного принятия правильных решений, соответствующих степени риска.
В компаниях с действующей системой управления бизнес-рисками внедрение антимонопольного комплаенса не составит труда, поскольку используются те же инструменты. Алгоритм управления рисками состоит в простой последовательности: определение перечня рисков; определение причин рисков, источников возникновения, последствий; разработка мероприятий, соответствующих степени риска; контроль своевременности и эффективности реализации мероприятий.
Задача разработчиков системы комплаенса для конкретной компании – выявить точки возникновения рисков на разных этапах принятия бизнес-решений и выработать комплекс мер, которые будут понятны разным категориям работников, независимо от профиля их образования, и без усложнения бизнес-процессов обеспечат непрерывность управления рисками.
Автор: Ольга Денченкова, старший юрист практики антимонопольного права Адвокатского бюро ЕПАМ.