Развитие законодательства или его консервация – перед этой дилеммой часто встают законодатели и правоприменители, и в каждом конкретном случае этот вопрос решается индивидуально. Так, специалисты Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге считают, что в России «увеличение количества законов вызывает нестабильность гражданского оборота, тормозит экономическое развитие, ослабляет гражданское общество» (http://www.enforce.spb.ru/wp-content/uploads/Legal_stability_IPP_may.pdf). Со страниц печати им вторят правоведы и экономисты, публикующие статьи с набором упреков публицистического характера в адрес качества национального законодательства и практики его применения.
Признавая разумность и справедливость выводов авторов из Европейского университета в Санкт-Петербурге, вряд ли следует оценивать социологическую работу о стабильности законодательства с профессиональной юридической точки зрения. Возьмем для примера вопрос модернизации российского антимонопольного законодательства.
Мы имеем две радикальные позиции: первая – в России слишком интенсивное законотворчество (издается слишком много законов), как следствие, отсутствует стабильность в законодательстве, и вторая – законодательство (в частности, антимонопольное) находится в застое, устарело, косметической правкой дело не решить. Кажется, оба подхода отрицают саму возможность существования гармонии в реальности.
С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке: http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_30968.html