Ужесточение законов о закупках помогло юридическим фирмам
Они ждут новой работы и даже создают специальные практики
Екатерина Мереминская
Все более жесткое регулирование закупок государства и госкомпаний создает риски для поставщиков и заказчиков. Из-за жалоб могут быть приостановлены торги или отменена вся процедура, публикация извещения о тендере с опозданием грозит штрафом, правила становятся все более сложными – закон о госзакупках за два года был дополнен 91 правительственным актом и 24 ведомственными. Закон о закупках госкомпаний ждет реформа – ограничивается количество разрешенных процедур, все конкурсы переводятся в электронный вид, а число электронных площадок будет ограничено. Количество жалоб в ФАС растет (см. график), порождая спрос на юристов.
У большинства крупных заказчиков есть собственные специалисты, и пока они обходятся без внешних консультантов. Об этом говорят, например, представитель РЖД и сотрудник «Росатома». А вот «Россети» иногда привлекают и сторонних юристов, рассказывает директор департамента по закупкам Юрий Зафесов, если вопрос связан не только с закупками, но и, например, с иностранным правом, договорной деятельностью и т. п. Рассматривается возможность обращения к внешним юристам, поскольку количество жалоб по закупкам и их влияние на бизнес растут, признает представитель «Ростелекома».
Юрфирмы начинают усиливать направление по закупкам, в некоторых оно уже выделено в отдельную практику. Например, в «Яковлев и партнеры», ею руководит адвокат Екатерина Смирнова. В ЕПАМ это сейчас отдельное направление. На постоянной основе им занимаются три юриста, периодически – еще пять, рассказывает советник антимонопольной практики ЕПАМ Анна Нумерова.
Оценивать емкость этого рынка достаточно сложно, статистику по году еще не считали, но виден рост, отмечает Нумерова. Число обращений по закупкам растет, фиксирует и Смирнова. Если раньше участники торгов предпочитали не ссориться с заказчиком, надеясь получить другой заказ в будущем, то сейчас сложная экономическая ситуация вынуждает их бороться за каждую закупку и они готовы жаловаться в ФАС и в суд, говорит Смирнова. Обращений со стороны заказчиков тоже стало больше – сказалось повышение штрафов, продолжает она.
Выиграют в первую очередь российские юрфирмы, у которых наработаны деловые связи с госкомпаниями, т. е. с заказчиками, говорит управляющий партнер «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Андрей Корельский. Иногда опыт работы с госкомпанией является критерием в тендере, рассказывает Корельский, но и эти закупки тоже непрозрачны: огромное количество тендеров проводится под конкретную юрфирму.
Но большинство фирм пока не готовы выделять закупки в отдельное направление. Занимаемся ими в составе коммерческой, антимонопольной и фармацевтической практик, говорит руководитель антимонопольной группы «Пепеляев групп» Елена Соколовская. У GBLP госзаказ – в антимонопольной практике. Время от времени им занимается 4–5 юристов, т. е. половина практики, рассказывает партнер, руководитель антимонопольной практики GBLP Николай Вознесенский: развитие законодательства порождает спрос. В Art de lex закупки тоже в составе антимонопольной практики, ими занимается половина юристов практики, говорит партнер Art de lex Ярослав Кулик.
Стандартные задачи клиенты научились решать сами, к консультантам они обращаются с трудными проблемами, когда, например, нужны специалисты из других практик – уголовной или отраслевых (по фармацевтике, в частности), говорит Нумерова. Консультант может привлекаться, если поставщику грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков, рассказывает она. К юрфирмам обращаются, когда сталкиваются с систематическим нарушением и надо комплексно исправлять ситуацию, комментирует Вознесенский. Или когда организатор торгов сталкивается с систематической их отменой либо разовой отменой очень важных торгов, продолжает он. Иногда внешние консультанты нужны для отчета перед акционерами, чтобы показать, что даже они не справились с задачей, говорит участник рынка.
Готовящиеся изменения в закон о закупках госкомпаний приведут к росту обращений, ожидают в «Яковлев и партнеры». Увеличит спрос и принятие обсуждаемых поправок в закон о конкуренции, которые обяжут частные компании отдавать часть заказа малому и среднему бизнесу, считает Смирнова.
Но не стоит сравнивать рынок консультаций по госзаказу с антимонопольной практикой – последняя традиционно развивалась в юрфирмах, хотя изначально была частью корпоративной практики, напоминает Вознесенский. Юрфирмы выделяют практику госзакупок в маркетинговых целях, считает он, чтобы рекламировать эти услуги для клиентов.