Минтранс приравнял иностранных пилотов к рабочим
Их зарплаты обложат повышенными налогами, что нивелирует идею допуска в Россию зарубежных летчиков
Иностранные пилоты, которых по просьбе авиакомпаний правительство собирается допустить на российский рынок, не будут признаны «высококвалифицированными» специалистами. Такая норма присутствует в проекте федерального закона, который вчера опубликовал Минтранс. Российские перевозчики настаивали на допуске иностранных пилотов, испытывая дефицит командиров воздушных судов. Ликвидация «кадрового голода», по мнению авиакомпаний, могла снизить их расходы и удешевить перевозки. Приглашение командиров воздушных судов (КВС) на «общих основаниях» с другими гастарбайтерами увеличит налоговые расходы авиакомпаний и усложнит процедуру трудоустройства иностранных летчиков. Это нивелирует саму идею допуска на российский рынок летчиков из-за рубежа, считают перевозчики.
Законопроект предусматривает, что в состав летных экипажей гражданских самолетов иностранцы смогут входить только в качестве командиров экипажей. Все особенности трудоустройства командиров-иностранцев — в частности, продолжительность сроков их трудовых контрактов и количество КВС, которые могут ежегодно войти в экипажи российских авиакомпаний, будет определять постановление правительства. В пояснительной записке к документу указывается, что в ближайшие пять лет общую квоту на привлечение пилотов планируется установить на уровне 200 человек.
Впрочем, одна особенность трудоустройства уже определена законом — КВС не будут считаться высококвалифицированной рабочей силой. «Иностранные граждане, входящие с состав экипажей... не могут привлекаться к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов», — говорится в законопроекте.
Формально должность КВС, по действующему законодательству, легко попадает под критерии высококвалифицированной. В частности, по закону высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если за работу в России он будет получать зарплату не менее 2 млн рублей в год (для ученых и преподавателей — 1 млн, для иностранцев, участвующих в работе «Сколково», — без ограничений по размеру зарплаты).
Как пояснила «Известиям» руководитель практики трудового права адвокатского бюро ЕПАМ Анна Иванова, до того, как иностранный пилот станет налоговым резидентом (если за период 12 месяцев иностранец пробыл в РФ суммарно более 183 дней), подоходный налог, который платит за него работодатель, будет составлять 30%. В то же время доход высококвалифицированных специалистов (ВКС) облагается по ставке 13% с момента получения такого статуса. Стоит отметить, средняя зарплата командира Boeing 737 NG, например, в Европе составляет $7–8 тыс. в месяц. В России КВС получают примерно на 30% больше — $10–12 тыс.
Кроме того, работодателю придется каждый год тратиться на переоформление документов командиров воздушных судов, в то время как ВКС получают разрешение на работу сразу на три года. На практике, пояснил юрист, оформление ВКС занимает 14 рабочих дней, в то время как обычного иностранного работника — 4–5 месяцев.
Помимо этого на обычного мигранта компании необходимо получать специальное разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, которое выдают миграционные органы.
— Если должность работника входит в общую квоту на привлечение иностранной рабочей силы, то нанять иностранного специалиста можно только после того, как не найдет на должность местных претендентов — для высококвалифицированных работников это не требуется, — поясняет юрист. Также иностранному пилоту придется сдавать анализы на СПИД и инфекционные заболевания перед приездом в Россию, предъявлять справку, что он не наркоман, говорит Анна Иванова.
Для авиакомпании включение в законопроект нового пункта усложнит найм пилотов. Как заявил «Известиям» источник в одной из крупных авиакомпаний, статья о запрете оформления КВС как высококвалифицированных специалистов фактически делает закон профанацией.
— Такая статья свидетельствует о низком профессионализме составителей закона, — отмечает собеседник газеты. Он напомнил, что капитан воздушного судна готовится около 10 лет, не каждый второй пилот может стать командиром.
— На рынке труда сложно найти более высококвалифицированную специальность, — возмущается собеседник «Известий».
В «Аэрофлоте» изданию высказали мнение, что КВС и вторые пилоты «абсолютно очевидно» относятся к высококвалифицированным работникам.
— Мы надеемся, что это просто недоразумение, которое будет исправлено, — отметил представитель перевозчика. Первый заместитель генерального директора авиакомпании «Трансаэро» Дмитрий Столяров заявил, что в компании готовы согласиться с теми ограничениями для иностранных пилотов, которые содержатся в законопроекте. Однако исключение командиров воздушных судов из категории высококвалифицированных специалистов является чрезмерным, считают в «Трансаэро». В «ЮтЭйр» не стали комментировать новую инициативу. В авиакомпании «S7» «Известиям» пояснили, что положительно относятся к инициативе Минтранса, при этом компания не испытывает недостатка пилотов и не может комментировать изменения в законопроекте.
Как отмечает главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, введение новой нормы в законопроект действительно не позволит компаниям существенно сэкономить на зарплатах пилотам. Но это и не было главной целью законопроекта о привлечении иностранных пилотов, полагает эксперт.
— Важно другое — открыть рынок труда, чтобы снять дефицит квалифицированных КВС и отказаться от сотрудничества с теми, у кого есть проблемы с техникой пилотирования или трудовой дисциплиной. Сейчас повсеместна практика, когда пилотов могут изгнать из одной компании со скандалом, а в другой принять, даже на более высокую зарплату, — отмечает Олег Пантелеев.
Законопроект о возможности привлечения иностранных пилотов в качестве членов экипажей входит в пакет изменений нормативной базы, который в итоге должен привести к созданию в России низкотарифного перевозчика. Инициативу разрешить привлекать к полетам в России иностранных пилотов поддерживали крупные авиакомпании, в частности «Аэрофлот». Перевозчики заявляют о серьезной нехватке пилотов, особенно КВС. В результате сейчас они вынуждены «перекупать» КВС друг у друга высокими зарплатами, что в итоге повышает стоимость билетов для пассажиров.