Реклама замолчит
ФАС привлечет нарушителей к ответственности
Звуковое сопровождение рекламы в общественном транспорте должно быть прекращено. Глава ФАС Игорь Артемьев подтвердил намерение бороться за тишину в транспорте и призвать к ответственности как компании, разместившие рекламу, так и компании, давшие разрешение на ее размещение. Сложившиеся обстоятельства ставят под угрозу организации, занимающиеся рекламой в данном сегменте рынка. Юристы предполагают, что антимонопольное ведомство начнет активнее привлекать к ответственности распространителей рекламы.
Представители рекламного сообщества не скрывают своего возмущения. Генеральный директор компании Mirror-TV Андрей Стальмаков считает, что запрещать аудиосопровождение рекламы в общественном транспорте нелогично. «Почему мы можем воздействовать на пассажиров через орган зрения, но не можем через орган слуха? — говорит он. — Давайте будем последовательны и в таком случае запретим размещение рекламы, которая содержит звуковое сопровождение, яркое графическое оформление, цвета, привлекающие внимание, или вообще запретим рекламу в транспорте». По его мнению, пострадавшими останутся не рекламодатели, а общественный транспорт, оказавшись без дополнительного источника доходов.
Борьба ФАС против аудиорекламы в транспорте началась два года назад. В 2007 году в поле зрения ФАС оказалась компания «Маршрут ТВ», занимающаяся размещением рекламных роликов в маршрутном такси. Позднее, в сентябре 2008 года, Высший арбитражный суд РФ подтвердил справедливость предписания Управления ФАС по Новосибирской области на основании статьи 20 закона «О рекламе».
Старший юрист адвокатского бюро ЕПАМ Андрей Порфирьев отмечает: «Теперь можно ожидать, что антимонопольное ведомство, доказав свою позицию в судах, начнет активнее выдавать предписания и привлекать к ответственности распространителей рекламы в каждом регионе. А мера наказания для компаний-нарушителей составит от 40 тыс. до 500 тыс. руб.». По его словам, внесение изменений в закон «О рекламе» не предвидится. «Ведь коммерческая реклама может мешать как пассажиру, так и социальной рекламе, которая согласно нормам не подходит под общее определение рекламы. В связи с этим правительство выступает против разрешения звукового сопровождения коммерческой рекламы в транспорте», — добавляет юрист. Партнер юридической фирмы UDP Consulting Денис Юдин считает, что стремление антимонопольной службы бороться за тишину в транспорте вызовет волну заявлений рекламных агентств о признании недействительными решений антимонопольного органа о прекращении нарушения законодательства о рекламе и признании рекламы, имеющей звуковое сопровождение и распространяемой в общественном транспорте, ненадлежащей. «Однако, вероятнее всего, суды продолжат квалифицировать действия антимонопольной службы по вынесению подобных предписаний как правомерные, — говорит он. — В большей степени это обусловлено позицией Высшего арбитражного суда, которая была обозначена по данному вопросу в прошлом году».
ЕВГЕНИЯ ДМИТРИЕВА, АННА РЫБНИКОВА