ВАС выступает за удорожание сутяжничества
Высший арбитражный суд подготовил законопроект, уменьшающий нагрузку на суды. Для этого, по мнению ВАС, необходимо значительно увеличить госпошлину по налоговым делам и плату за обжалование решения. Эксперты полагают: нагрузка снизится, но вместе с ней станет менее доступно и правосудие.
12 мая на заседании Президиума ВАС РФ будет рассмотрен проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с необходимостью оптимизации нагрузки на судей Российской Федерации". Для уменьшения загруженности судов арбитражной системы законопроект в качестве основной меры предлагает увеличить госпошлину за обращение в суд и последующее обжалование решений.
Проблема снижения нагрузки на судей поднимается председателем ВАС Антоном Ивановым довольно часто. Например, для эффективного решения вопроса ВАС в 2007 году рассматривал законопроект, вовсе исключающий прохождение для некоторых категорий дел процедуры обжалования в апелляционной инстанции.
В 2008 году на VII Всероссийском съезде судей председатель ВАС предлагал решить проблему так: распространить систему досудебного урегулирования споров. В 2009 количество необходимых мер приобрело системный вид. К ним добавилось признание необходимости переработать и усовершенствовать механизм взыскания штрафов за неуплату налогов и сборов, усовершенствовать процедуру упрощенного разрешения споров, а также противодействовать злоупотреблению процессуальными правами.
Немного статистики
На итоговом совещании председателей арбитражных судов России в начале апреля этого года Антон Иванов приводил следующие цифры: с 2005 по 2010 годы арбитражными судами было рассмотрено 8 миллионов 537 тысяч 186 дел. Из них - 7 миллионов 44 тысячи 186 дел в судах первой инстанции (то есть более трех тысяч дел в день на все суды первого звена). 850 тысяч дел в апелляционной инстанции, 540 тысяч - в кассации. Около 103 тысяч заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора были рассмотрены самим Высшим Арбитражным Судом.
"Абстрактные, на первый взгляд, цифры представляют собой огромный вал дел, который обрушивался на нашу систему, иногда набирая такую силу, что арбитражные суды сталкивались с угрозой серьезного технологического сбоя…Нагрузка на судей, хотя и незначительно снизилась, по-прежнему остается аномально высокой: в среднем по системе на каждого судью приходится по 52 дела (в месяц - прим. Firstnews)", - отмечал председатель ВАС.
Новый законопроект ВАС предлагает весьма радикальные изменения. В настоящий момент при обжаловании решения в апелляции пошлина в два раза меньше, чем в суде первой инстанции. Согласно проекту пошлина при рассмотрении всех категорий дел в апелляции и кассации должна, напротив, увеличиваться: 150 % от пошлины в первой инстанции, 170% - в кассации, в порядке надзора (то есть рассмотрение дел в самом ВАС РФ) – 250% или 200% (в проекте пока называется два варианта).
Кроме того, предлагается существенно увеличить пошлину по делам, связанным с налогами, сборами и другими обязательными платежами. Сейчас за обжалование решений налоговых органов юридические лица платят всего две тысячи рублей, поскольку дела этой категории считаются неимущественными. Проект закона соотносит расчет госпошлины с оспариваемой суммой, при этом используются ставки, действующие при расчете госпошлины по имущественным делам.
Минимальной должна стать госпошлина в две тысячи рублей (при оспаривании сумм до 100 тысячи рублей), максимальной — двести тысяч. Освободят от уплаты госпошлины, согласно проекту, только прокуроров. Налоговые инспекции будут платить госпошлину сразу при обращении в суд и подаче жалоб на решение (сейчас с налоговых инспекций госпошлина взыскивается в случае проигрыша дела).
Некоторые эксперты поддерживают инициативы ВАС. Скорее всего, довольно крупные размеры госпошлины по налоговым спорам предлагаются затем, чтобы исключить попадание в суд "пустых споров", отмечает Джангар Джальчинов, старший юрист налоговой практики международной юридической фирмы Salans. Иногда в суд идут затем - заранее зная, что проиграют дело - чтобы получить обеспечительные меры: некоторую отсрочку по уплате налогов, считает Джангар Джальчинов.
"Если в иске речь идет о сумме, скажем, 30 миллионов рублей, уплата пошлины в 200 тысяч не является столь существенной, чтобы преградить доступ к правосудию. К тому же в случае выигрыша дела вся сумма пошлины возвращается истцу", - подчеркнул Джангар Джальчинов.
Другие эксперты полагают, что увеличение госпошлины – не самый лучший способ снижения нагрузки на судей. Нагрузка может и в самом деле уменьшиться, поскольку порой лица обращаются в апелляцию, чтобы затянуть вступление решения в законную силу. При увеличении госпошлины подача жалобы будет более обдуманной, но все же размер госпошлины напрямую определяет доступность правосудия, и он должен быть обоснованным, считает Александра Стельмах, юрист Санкт-Петербургского адвокатского бюро ЕПАМ.
"Что касается доступа к правосудию в соответствие с законопроектом, то проблема действительно существует. Госпошлины становится очень большими. 150-200% - это внушительная сумма", - отметила Александра Стельмах.
Ряд изменений должен произойти и в других сферах. Так, проект ограничивает право участников договоров самим выбирать суд, в который они хотят обратиться. Условие о том, что все споры подлежат рассмотрению в определенном арбитражном суде, может быть включено в договор только после возникновения спора. Кроме того, планируется эксперимент, в соответствие с которым, конечно, не создается прецедентная система, но тем не менее судьи нижестоящих инстанций получают право направлять судебные запросы в ВАС по конкретным делам.
Елена Анисимова