Документ недели: Порядок наложения штрафов за нарушение в сфере занятости
Что нового привнесут нормы постановления КМУ о порядке штрафования за нарушение законодательства о занятости? И как изменятся трудовые правоотношения со вступлением их в силу? Отвечая на эти и другие вопросы в рамках еженедельной рубрики «Документ недели», ЮРЛИГА попытается предсказать новые тенденции на рынке труда.
17 июля на официальном сайте Минсоцполитики был опубликован пресс-релиз, в котором профильный Министр уведомлял о принятии Кабмином постановления «Об утверждении Порядка наложения органами Гоструда Украины штрафа за нарушение законодательства о занятости и несоблюдение требований к содержанию рекламы о вакансии (прием на работу)» (ЮРЛИГА ранее писала об этом в новости «Правительство утвердило механизм штрафования в сфере трудоустройства»).
Хотя на сегодняшний день документ еще официально не опубликован (на сайте Министерства размещен проект соответствующего постановления), ввиду острой необходимости выяснения последствий вступления в силу нормативного акта для всех сторон трудовых правоотношений ЮРЛИГА решила рассмотреть отдельные положения в еженедельной рубрике «Документ недели».
История вопроса…
Согласно постановлению КМУ если кадровое или рекрутинговое агентство будет, вопреки законодательству, взимать плату со соискателей, оно уплатит штраф в размере 10 минимальных заработных плат. К кадровым агентствам, которые будут предоставлять услуги по трудоустройству за границей без соответствующей лицензии, будет применяться взыскание в размере 23 тыс. грн. Такой же штраф предусмотрен и за аутсорсинг внутри страны без разрешения.
Кроме того, не избегут штрафов и работодатели, нарушившие установленный порядок представления отчетов о запланированном массовом высвобождении работников. Санкции будут применяться к работодателям, не придерживающимся квот по трудоустройству инвалидов и других категорий граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. Накладывать взыскания уполномочена Государственная инспекция по вопросам труда. Решение о взыскании штрафа будет приниматься на основании акта о выявленных инспектором при проверке предприятия нарушениях.
Основной целью принятия акта является определение круга должностных лиц, уполномоченных принимать решение о наложении штрафа на работодателей (рекламодателей) за нарушения Закона о занятости, порядка принятия и обжалования такого решения, права субъектов хозяйствования при принятии решения.
Отметим, что данное постановление Кабмина разработано с целью надлежащей реализации норм Закона«О занятости населения», ст. 53 которого устанавливает ответственность за нарушение законодательства в сфере трудоустройства. В ч. ч. 2 - 8 указанной статьи содержится перечень «условий», при нарушении которых работодателю грозят санкции в виде штрафа довольно-таки значительных размеров.
Реализация госполитики по вопросам госнадзора и контроля за соблюдением законодательства о занятости населения возложена законом на Государственную инспекцию Украины по вопросам труда. Именно данный орган и займется претворением в жизнь принятого Порядка.
Итак, какие же «новые нормы» вводит постановление Кабмина и как документ в дальнейшем повлияет на трудовые правоотношения? С этим вопросом мы обратились к эксперту.
Что реально изменится?
Руководитель практики трудового права юридического бюро ЕПАМ Александра Евстафьева отмечает: «Порядок устанавливает не размер штрафов за правонарушения, а механизм их наложения. В то время как перечень действий, считающихся правонарушением, и размеры штрафов за них уже установлены законом (законы «О занятости населения» и «О рекламе») и действуют, по иному и быть не может, ведь, согласно действующему законодательству (Закон «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»), перечень действий, считающихся правонарушениями, и санкции за них устанавливаются исключительно законами».
Кроме того, по мнению г-жи Евстафьевой, не определяет Порядок и механизма проведения проверок органами Гоструда - такой механизм уже установлен и действует (приказ Минсоцполитики от 02.07.2012 № 390). Вместе с Кодексом об административных правонарушениях Порядок даже отчасти регулирует вопрос наложения штрафов за выявленные нарушения. Однако это касается лишь административных штрафов, налагаемых, как известно, только на должностных лиц работодателя. В то время как механизм наложения штрафов на самих работодателей, тем более на рекламодателей, за нарушение требований законов «О занятости населения» и «О рекламе» (в части соблюдения требований к объявлениям о вакансиях) на данный момент отсутствует, что, впрочем, было восполнено Порядком.
«В целом урегулирование механизма наложения предусмотренных указанными законами штрафов - это, безусловно, позитивный фактор. Причем как для штрафующих органов, так и для «штрафников»: понимая механизмы наложения штрафов и их обжалования (теперь прописанные Порядком), работодателям и рекламодателям будет проще защищать свои права при привлечении их к ответственности за правонарушения», - считает юрист.
Тем не менее, по мнению А. Евстафьевой, «распорошенность» механизмов штрафования по двум разным нормативным актам (штрафы на работодателей и рекламодателей - согласно Порядку, а административные штрафы на их же должностных лиц - в соответствии с приказом № 390) добавляет процессу необоснованной сложности. «На мой взгляд, гораздо конструктивнее было бы объединить оба механизма штрафования, а также механизм проведения проверок в одном нормативном акте», - заявляет Александра Евстафьева.