«Случай, экстраординарный даже для американской практики»
В Техасе семья жертвы насилия, скончавшегося затем от рака, выиграла у мучителя $150 млрд
Дарья Загвоздина
В США суд оценил жизнь пострадавшего от насилия в $150 млрд. Эту беспрецедентную сумму в рамках гражданского иска должен выплатить ответчик семье жертвы. 13 лет назад малолетний преступник изнасиловал, облил бензином и попытался сжечь восьмилетнего мальчика. Ребенок выжил, но через несколько лет умер от рака кожи — как подтвердили медики, болезнь спровоцировал ожог.
Суд в штате Техас назначил компенсацию в размере $150 млрд семье ребенка, пострадавшего от насилия, а затем скончавшегося от рака кожи, сообщает в четверг «Би-би-си». Преступление было совершено летом 1998 года. Жертве — Робби Миддлтону — было тогда восемь лет. 28 июня в лесу недалеко от дома на него напал 14-летний Дон Уилберн Коллинс, привязал к дереву, облил бензином и поджег. (Двумя неделями ранее Коллинс, предположительно, изнасиловал ребенка.) Пострадавшему удалось вырваться, он выжил, но получил ожоги третьей степени. В течение пяти месяцев после трагедии Миддлтон перенес многочисленные операции по пересадке кожи, но его тело так и осталось изуродованным. В апреле 2011 года Миддлтон скончался от рака кожи, причиной развития которого, как установили врачи, стали полученные им ожоги. На момент смерти ему было 20 лет. Большую часть своей жизни Миддлтон провел в ожоговом госпитале города Галвестон.
По словам адвоката семьи Миддлтон Дэвида Уокера, дело о нападении на мальчика было очень сложным, и расследование заняло много лет: по характеру ожогов было сложно точно установить, как именно они были получены. К тому же Коллинс отрицал все предъявляемые ему обвинения.
Тем не менее большую часть из 12 лет, прошедших с момента нападения на Миддлтона, нападавший провел за решеткой. В 2001 году он был осужден за совращение другого ребенка. Отсидев четыре года в колонии для несовершеннолетних, Коллинс вышел из тюрьмы. Однако на свободе он пробыл недолго: вскоре после освобождения его вновь арестовали за ограбления, позже он опять попал за решетку за отказ зарегистрироваться в полиции как лицо, совершившее преступления на сексуальной почве.
Следствие по делу о нападении на Робби Миддлтона с трудом продвигалось вперед. Год спустя после преступления Билл Патилло, исполняющий тогда обязанности главного прокурора в округе Монтгомери, отклонил поданную в суд жалобу семьи Миддлтон, заявив, что хочет подождать, пока мальчик будет достаточно здоров, чтобы давать показания. Мать жертвы Колин Миддлтон говорит, что она так и не поняла, из-за чего конкретно жалоба была отклонена, потому что следователи отказывались с ней разговаривать.
До дачи показаний в суде Робби Миддлтон так и не дожил, но перед смертью он успел записать обращение.
На видео изуродованный ожогами юноша подтверждает, что его сначала изнасиловал, а затем пытался сжечь именно Дональд Коллинс.
Миддлтон попросил у присяжных, которые когда-нибудь будут рассматривать его дело, справедливости, которой он так и не смог добиться за всю свою жизнь после нападения. В интервью The Telegraph мать жертвы преступления объяснила, что ее сын записал видеообращение, будучи при смерти, потому что «боялся, что Дон может напасть на другого ребенка».
Срок давности искового заявления о нападении на Робби Миддлтона давно истек, но после его смерти в апреле 2011 появилась возможность возбудить дело по факту убийства. Для начала юристы семьи обратились в суд с гражданским иском.
Вердикт суда присяжных по гражданскому делу о нападении стал беспрецедентным: по решению жюри, ответчик должен выплатить семье Миддлтон $150 млрд в качестве компенсации за смерть близкого человека.
Впрочем, Колин и Роберт Миддлтон не надеются на то, что получат от мучителя сына все эти деньги, но они по-прежнему рассчитывают на то, что напавшего на их сына будут судить за убийство. По данным AFP, родители хотят справедливости и беспокоятся, что жертвами Коллинса могут стать другие дети. В сентябре 2012 года преступник должен быть освобожден условно-досрочно. «Он, конечно, уже не будет жить в соседнем доме, как раньше, — говорит Колин Миддлтон, — но он станет еще чьим-то соседом. Я боюсь, что он выйдет на свободу и сможет напасть на другого невинного ребенка».
Адвокат семьи Крэйг Сико заявил, что своим решением по гражданскому делу суд присяжных хотел показать, что просьба родителей услышана, сообщает AFP. Адвокат уверен, что теперь у прокуроров есть достаточно доказательств, чтобы обвинить Коллинса в убийстве, передает Houston Chronicle.
Компенсация по делу о смерти Робби стала самой крупным возмещением ущерба по гражданскому делу за всю историю США. До этого рекордной компенсацией считались $145 млрд — это был совокупный штраф нескольких табачных компаний больным раком.
«Такие штрафы выписываются в рамках punitive damages (наказания за нанесение вреда. — «Газета.Ru»), что является американской особенностью. Это штраф, асимметричный тому, что произошло, например стоимости лечения, — рассказал «Газете.Ru» Александр Буркатовский из адвокатского бюро ЕПАМ. — Он не должен соответствовать преступлению, а нужен, чтобы отпугнуть и поучить всех остальных на будущее. Аналога таким штрафам нет ни в России, ни в континентальной Европе. Обычно такого рода штрафы назначаются юридическим компаниям. Этот случай экстраординарный даже для американской практики, потому что речь идет о частном лице против частного лица и, скорее, это было больше эмоциональное решение, которым были отмечены страдания родителей, ребенка и долгий путь, которым они шли через разные суды».
По словам Буркатовского, никакого другого наказания, кроме компенсации, ответчику, скорее всего, не будет: «Почти во всех штатах суд не имеет права выносить другое наказание: если преступника приговорили к выплате, его не могут вместо этого приговорить к тюрьме, то есть у него будут забирать все деньги и при этом он будет на свободе».
Как говорит юрист, штрафы таких размеров существуют лишь в американской судебной практике: «Женщине, которая обожгла руку кофе в «Макдоналдсе», компания выплатила $2,7 млн, тогда как в Германии, если злоумышленник выбьет кому-то глаз, его обязуют выплатить лишь 15—20 тысяч евро. Как правило, такие высокие штрафы выписываются против юридических лиц, чтобы компании не позволяли себе все что угодно, полагаясь лишь на свои масштабы».