Некоторым адвокатам с прекращенным статусом запретят представительство в суде
C 1 марта вступают в силу изменения в закон об адвокатской деятельности. По новым нормам лицо, чей статус прекращен по ряду оснований, теперь не вправе быть представителем в суде. Исключение – участие в процессе в качестве законного представителя.
Основания для запрета следующие:
- вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей перед доверителем;
- нарушение норм кодекса профессиональной этики адвоката;
- незаконное использование и/или разглашение информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю, либо систематическое несоблюдение требований к адвокатскому запросу.
Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко говорит, что новая норма сложна и в понимании, и в применении. В комментарии «Право.ру» Пилипенко отметил, что норма не обсуждалась с адвокатским сообществом до ее принятия Госдумой во втором чтении.
Изначально в законопроекте такого положения не было. Он поступил на рассмотрение Госдумы в мае 2018 года, а первое чтение прошел в январе 2019-го. Его обсудили и на площадках ФПА. Но на этапе второго чтения 13 ноября 2019 года были приняты 26 поправок, в числе которых и оказался запрет на судебное представительство для бывших адвокатов.
«Новелла вызвала у нас недоумение, и мы, мягко говоря, не приветствовали ее включение в состав законопроекта. При этом я говорил и готов повторить, что оснований для абсолютного алармизма эта норма не дает, – отметил Пилипенко. – Ведь нет такой профессии, как представительство в суде. Поэтому человек, у которого это право будет изъято, может заниматься другой юридической деятельностью. И, конечно, никакого антиконституционного запрета на профессию здесь нет. Любой адвокат, лишенный статуса, может сдать экзамен через определенный период времени, который каждый раз устанавливается советом региональной палаты при принятии решения о прекращении статуса. Таким образом можно в профессию».
Елена Авакян, советник "ЕПАМ" отмечает, что изначально эта норма учитывала концепцию реформирования юридического рынка и была хороша «в связке» с адвокатской монополией: при условии, что все юристы, представляющие интересы клиентов на коммерческой основе, должны были бы получать статус адвоката и тогда подпадали бы под эту норму. Но принятие концепции адвокатской монополии отложено на неопределенный срок, а норма вступает в силу сейчас.
- Получается дискриминация: адвокат, лишенный статуса, не может представлять интересы доверителя, а юрист, у которого адвокатского статуса не было и нет, – может даже после привлечения к уголовной ответственности. Норма лишает людей стимула становиться адвокатами. Елена Авакян, советник "ЕПАМ".
Кроме того, обращает внимание Авакян, в России нет единого публичного федерального реестра адвокатов, где было бы указано, по какой причине у адвоката прекращен статус. «Если другая сторона в ходе судебного разбирательства начнет этот вопрос изучать, то может попытаться дискредитировать представителя оппонента. Но ожидать такого активизма от суда, быть может, к счастью, не приходится», – резюмирует она. [...]
Ирина Кондратьева / https://pravo.ru/story/229708/?desc_tv_1=